Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
28.09.2022
Пожалуй, все когда-нибудь натыкались в интернете на видео, как трактор с огромными колёсами и безумным количеством двигателей, создавая клубы дыма, тащит за собой груз. И на это смотрят тысячи зрителей. Это – трактор-пуллинг – соревнования по перетягиванию груза на тракторах. Современные монстры достигают мощности 10 000 лошадиных сил. На них устанавливают двигатели от вертолётов и кораблей. А тележка для груза – произведение технического искусства.
Но начиналось всё, конечно, куда проще. Соревнования по перетягиванию тяжестей зародились в середине 19 века. Никаких тракторов тогда, конечно, не было. Зато были лошади. И их владельцы, которым очень хотелось помериться силами своих жеребцов.
Называлось это Хорс-пуллингом (horse — лошадь и pulling — тяга). Выглядело всё следующим образом: вместо плуга лошадь впрягалась в лежащую на земле амбарную дверь, которую и надо было тянуть. Но чтобы усложнить задачу, во время движения на эту дверь запрыгивали люди, постепенно увеличивая нагрузку. Победу одерживала лошадь, которая преодолевала самое большое расстояние. Эти соревнования проводятся до сих пор, только вместо двери используются специальные сани массой 680 кг.
Но в 30-е годы двадцатого века тракторы получили широкое распространение. И фермеры стали использовать их вместо лошадей не только в полях, но и в соревнованиях. К 50-м годам трактор-пуллинг стал спортом национального масштаба в США, а к 70-м годам перебрался и в Европу, где тоже стал набирать популярность.
До конца 60-х годов в соревнованиях принимали участие обычные фермеры на стандартной технике. Но желание побеждать всё-таки сделало своё дело. На тракторы стали устанавливать дополнительные двигатели и форсировать их. Со временем соревновательная техника перестала иметь что-то общее с рабочей.
Пика мощности тракторы достигли в 80-е годы. На старте стали появляться машины, которые имели по 7 двигателей! Причём агрегаты были не только с автомобилей и тракторов, но и с вертолётов, кораблей, танков и даже подводных лодок! До сих пор определенной популярностью во всех мировых ассоциациях трактор-пуллинга пользуются советские движки — судовой дизель М503А «Звезда» (на фото ниже) и вертолетный ТВ3−117. Причем на одном тракторе порой можно увидеть до четырех подобных агрегатов.
В этот момент пришло понимание, что это безумие надо как-то контролировать. Начали появляться правила, разделение на классы и различные ограничения. Углубляться в особенности классификации мы сейчас не будем. К тому же у каждого чемпионата свои правила. Логика у всех примерно одинаковая. Начинается всё со стандартных машин, а каждый последующий класс имеет всё меньше ограничений и больше мощности.
На фото выше представлен трактор Whispering Giant («Шепчущий гигант»), к слову, ещё одна традиция этого вида спорта – грозно называть свои трактора. Тут нет скучных заводских артикулов. У него силовая установка из четырёх авиационных турбин ТВ3-117 ОКБ Климова и специальные шины, разработанные специально для трактор-пуллинга. Но стоит обратить внимание не только на сам трактор, но и на то, что он тащит.
Сани – одна из самых интересных вещей в этом спорте. Из амбарной двери с запрыгивающими фермерами груз превратился в сложнейшее техническое устройство. Современные сани, во-первых, стали колесными, а во-вторых, имеют так называемую динамическую массу. Когда трактор стартует, стандартный груз располагается в районе задней оси саней — передняя же часть саней просто лежит на земле без давления груза, не создавая никакого дополнительного сопротивления. По мере движения трактора груз-пластина с помощью механизма, запускаемого посредством системы приводов от оси саней, перемещается к переднему концу, оснащенному чем-то вроде зубцов бороны, и вдавливает его в землю. Таким образом сопротивление увеличивается, и далеко не всякий трактор способен пройти заданную дистанцию. При крайнем положении пластины усилие, которое развивает трактор, эквивалентно усилию, которое требуется для перемещения 100 тонн груза! Но конструкция позволяет создавать нагрузку в широком диапазоне, что делает возможным использование одних и тех же саней для разных классов.
На санях предусмотрена возможность перемещения своим ходом и кабина для оператора. Так, значительно ускоряется темп проведения соревнований и повышается безопасность, ведь оператор может в любой момент прекратить движение.
Основой современных спортивных тракторов служит каркас, который является несущей конструкцией и обеспечивает безопасность пилоту. На него уже навешивается всё остальное оборудование. Однако есть у тракторов серьёзная уязвимость – их передний мост. Как видно на фото, во время заезда он часто отрывается от земли. Распространены случаи, когда трактор резко падает и ломает передний мост, после чего управлять им становится невозможно.
Двигатели тоже часто не выдерживают нагрузок и взрываются.
Трактор-пуллинг стал профессиональным спортом, а не просто развлечением. У команд есть свои базы, спонсоры, а соревнования собирают тысячи зрителей. Это невероятно зрелищный спорт, который граничит с безумием приносит массу потрясающих впечатлений.
Хотите сделать пункт выдачи основным?