Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
МАЗ-500 – машина, ставшая одним из символов своего времени. Первый безкапотный советский грузовик активно использовался на масштабных стройках и полюбился водителям. В 2023 году исполняется 60 лет с начала выпуска первых МАЗ-500. Сегодня мы расскажем Вам об истории его появления, конструктивных особенностях и характеристиках.
История развития
К середине пятидесятых годов стало ясно, что МАЗ-200, разработанный в середине сороковых годов, сильно устарел морально и технически. Необходимо было создать грузовик, отвечающий требованиям своего времени: удобный, практичный, надёжный и комфортный для водителя.
Сразу в глаза бросается одно из главных отличий новой модели от предшественника – безкапотная компоновка. Однако решение о её применении было не простым. Большое количество людей, участвовавших в принятии решения, считало идею применения такой компоновки неоправданной и авантюрной. Существовала угроза снятия с должности главного конструктора автомобиля, однако всё изменил визит главы Компартии Белоруссии на завод. Ему наглядно доказали, что именно это решение позволит достичь максимального использования длины колёсной базы, идеального соотношения полезной нагрузки к собственной массе, большей манёвренности и лучшего доступа к двигателю. К тому же качество дорожного покрытия в те годы было уже достаточно хорошим, что позволяло не переживать из-за повышенной нагрузки на переднюю ось при движении по бездорожью.
Были и другие изменения, в числе которых новая кабина, имеющая спальное место, двусторонний задний мост и колёса бездисковой конструкции. Максимальная скорость МАЗ-500 выросла на 10 км/ч по сравнению с предшественником и составила 75 км/ч. Грузоподъёмность увеличилась с 7 до 7,5 тонн, а коэффициент использования полезной площади вырос с 0,55 до 0,62. МАЗ-500 короче МАЗ-200 на 0,3 м, однако имеет большую грузовую платформу, длина которой составляет 4,86 м против 4,5 м у предшественника. В производстве этот автомобиль тоже был значительно дешевле. Экономия составляла около 519 рублей с каждой машины, что на тот момент было весьма значительной суммой.
В 1958 году были начаты испытания прототипов. Автомобили совершали продолжительные пробеги по всему СССР, что позволяло проверить их работу в разных условиях и устранить недочёты.
В 1963 году начинается сборка первых товарных автомобилей. Именно этот год считается началом даты производства. Серийный выпуск был налажен уже в 1965 году.
МАЗ-500 простоял на конвейере до 1977 года. За это время было выпущено достаточно большое количество модификаций. Грузовик попал во все уголки России и страны зарубежья. В 1966 году МАЗ получил за успешное внедрение в производство этой модели высшую государственную награду – Орден Ленина. Ежегодно завод выпускал 24 000 грузовиков. Некоторые машины последних годов выпуска до сих пор исправно работают.
Техническая часть
На МАЗ-500 установлена клёпаная рама из штампованных деталей. Подвеска автомобиля представляет собой четыре продольные полуэллиптические передние и задние рессоры, установленные передними концами на пальцах в кронштейнах рамы, задними концами — на скользящих опорах. На задней подвеске есть две дополнительные продольные полуэллиптические рессоры. Амортизаторы установлены гидравлические, телескопического типа, двойного действия. Передняя балка кованая, двутаврового сечения. Рулевой механизм следующей конструкции: винт, гайка-рейка с перекатывающимися шариками, сектор; оснащён гидравлическим усилителем. Максимальный угол поворота передних колёс составляет 38 градусов. Ножной тормоз колодочный, на все колёса. Привод ножного тормоза пневматический, тормозные камеры с резиновыми диафрагмами. Ручной тормоз центральный, колодочного типа, расположен на фланце ведущей шестерни заднего моста. Моторный тормоз – компрессионный с вращающейся заслонкой в выхлопной системе. Воздушный компрессор – двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением головки.
В качестве силовой установки используется ЯМЗ-236. Это дизельный шестицилиндровый V-образный двигатель с рабочим объёмом 11,15 литров. Его мощность составляет 180 лошадиных сил, максимальный крутящий момент от 667 до 1275 Нм.
Трансмиссия МАЗ-500 механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на четырёх высших передачах.
Кабина МАЗ-500 отличалась простором, большой площадью остекления, удобным расположением приборов, комфортными сиденьями и хорошей эргономикой. В зависимости от модификации, могло быть 2 или 3 посадочных места. Наличие спального места во всех модификациях очень обрадовало водителей. В те времена МАЗ-500 не уступал по комфорту одноклассникам, в том числе и зарубежным, и даже превосходил по этому параметру многие модели.
Габаритные и весовые характеристики базового МАЗ-500
МАЗ-500 получился очень удачным. Он был надёжным, комфортным, практичным. Большое количество модификаций сделало модель универсальной. И главное – он нравился водителям, которые получили качественный и приятный в эксплуатации автомобиль.