Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
За последние 140 лет, с того момента, как на свет появился первый аккумулятор, изменилось не многое, пожалуй, только его размеры. Отцом его стал французский ученый Гастон Планте. Абсолютно все аккумуляторы, в той или иной степени, похожи друг на друга, а принцип действия всех аккумуляторных батарей одинаков. Давайте рассмотрим подробнее, как же работает устройство, какие процессы происходят в нем во время работы на конкретных примерах.
Свинцово-кислотный аккумулятор
Хочется отметить, что, несмотря на развитие индустрии, автовладельцы, по сей день используют именно кислотные аккумуляторы. Созданы различные необслуживаемые AGM и GEL виды АКБ, а также изменен состав пластин для увеличения долговечности и токоотдачи, но, все равно «старые» свинцово-кислотные батареи и сегодня пользуются высоким спросом.
В легковых автомобилях используются 12В аккумуляторные батареи, также они бывают на 6В и крайне редко 24В. Чаще соединяют два 12В аккумулятора, но это используется на грузовой технике.
Современный автомобильный АКБ состоит из шести элементов (банок), которые генерируют напряжение в 2 В каждая. Внутри каждой ячейки находятся свинцовые пластины, которые выглядят как решетка, на них нанесено активное вещество, а сам элемент заполнен жидкостью – электролитом.
Пластины, которые мы называем «МИНУС», покрыты мелкопористым свинцом, а «ПЛЮС» — двуокисью свинца. При подключении нагрузки активное вещество вступает в реакцию с электролитом, и на выходе вырабатывается электрический ток.
Хочется отметить, что когда мы, наоборот, подаем заряд на АКБ, то химическая реакция протекает в обратном направлении, и аккумулятор машинный накапливает в себе заряд, который в последующем и будет отдавать в результате химической реакции от нагрузки.
Для чего нужен АКБ в автомобиле
Аккумуляторы для автомобиля — это первичные химические источники энергии, они взаимодействуют с электроприборами всей цепи и участвуют в полном цикле работы транспортного средства.
Основная задача аккумулятора — пуск двигателя автомобиля, то есть необходимо в короткий промежуток времени обеспечить высокий пусковой ток стартера, чтобы он смог запустить коленчатый вал двигателя автомобиля. В теплое время года происходит это гораздо проще и легче, чем зимой.
Кроме запуска двигателя на плечи нашего героя ложатся такие обязанности, как обеспечение питания всех датчиков, контроллеров, сигнализации, бортового компьютера и освещения нашего автомобиля. Выполнять перечисленные задачи при любых условиях лучше всего могут именно свинцово-кислотные аккумуляторы, а щелочные и литиевые нуждаются в определенных доработках, так как либо не могут обеспечивать пусковой ток, либо разряжаются на холоде.
Выбор АКБ
На сегодняшний день существует большое множество видов и типов аккумуляторов. Любой АКБ комплектуется сопроводительной документацией, в которой указаны все характеристики о токе и напряжении, которые он способен обеспечить.
Емкость АКБ измеряется в А-ч (ампер-часы), он имеет как резервную емкость, так и номинальную, также в документации указана полярность клемм, завод изготовитель и его типоразмер. Резервная емкость — это именно тот показатель, который особо важен для аккумуляторов, так как он отвечает за интервал времени, в течение которого АКБ дает ток 25А (иными словами, там написано время, которое аккумулятор протянет под нагрузкой без генератора в минутах).
Там же указывается ток холодного пуска двигателя – это время в секундах при температуре -18°С и ниже, при которой заряженный АКБ может непрерывно давать на протяжении 10 секунд (температура и время приведены для европейских норм EN, для других норм могут отличаться). Перечисленные параметры являются наиболее значимыми, поэтому на них следует обратить внимание в первую очередь. Также следует учесть, что на сегодняшний день в мире выпущено множество автомобилей разных марок, и конструктивные особенности существенно отличаются. Поэтому под определенные марки подойдут конкретные модели аккумуляторов, а не все подряд.
Что важно знать и интересные факты
С наступлением холодов у любой батареи падает способность принимать заряд, поэтому безграмотное обращение способно привести к полному разряду АКБ. Такое событие пагубно влияет не только тем, что вы не сможете запустить двигатель самостоятельно, а и к постепенному выходу из строя пластин нашей батареи, так как полный разряд и перезаряд — это первые враги батареи.
В холодное время года рекомендуется снимать батарею с транспортного средства и заряжать при комнатной температуре, также рекомендуется сократить частые короткие поездки в ночное время суток, где необходимость дополнительных нагрузок будет сама по себе неизбежна. Если вы проживаете в регионе, где зима составляет большую часть года, рекомендуется устанавливать аккумуляторы повышенной емкости и не переживать о том, что это приведет к поломке стартера или генератора. Такие замены производятся на сервисных центрах и никакого вреда не приносят, потому что все выполненные работы специалистами – это верное и надежное решение.
Отметим, что не рекомендуется отключать и менять АКБ при запущенном двигателе, так как аккумулятор является неотъемлемой частью электроцепи, и при его отсоединении вполне вероятны скачки напряжения и выход из строя электрооборудования транспортного средства.
На сегодняшний день существует масса моделей зарядных устройств для аккумуляторов, многие из них универсальные и подходят к большинству моделей. Мы так же рекомендуем ознакомиться с инструкцией и правилами эксплуатации. Подключаются устройства к электрической сети переменного напряжения в 220 В. Главное здесь соблюдать полярность клемм и время заряда, но на большинстве зарядных устройств стоит автоматическое отключение подачи зарядного тока на АКБ по завершению цикла заряда.