Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Существуют автомобили, история эксплуатации которых исчисляется десятками лет. И это удивительно, ведь современный рост машиностроения позволяет изобретать все новые модели. Однако, иногда экономически бывает гораздо проще реновировать уже имеющееся транспортное средство, чем изобретать совершенно новое. Именно так Газель стала самым популярным малотоннажным грузовиком, маршрутным такси, автомобилем для спецслужб.
Горьковский автомобилестроительный завод славится своими долгосрочными проектами автомобилей, производство которых длилось многие десятилетия. Можно вспомнить знаменитый грузовик ГАЗ, Волгу, Газон. Газель является ярким примером, как одна модель автомобиля может удовлетворять транспортные потребности широких слоев населения, пройти через волны негатива как «самое небезопасное транспортное средство».
Горьковский автомобилестроительный завод начал выпуск Газелей с 1994 года, когда страна находилась в кризисном положении, нужен был универсальный автомобиль буквально «на все времена». Также в девяностые годы некоторые зарубежные страны выкупили возможность сборки Газели на своей территории, взяв за основу так называемые машинокомплекты. Чего действительно не хватало модели, так это ориентированности на современного потребителя, поэтому к наступлению двухтысячных годов кузов морально очень устарел, водителям хотелось больше комфорта, внешней привлекательности, ориентации на западные модели. Именно поэтому в 2003 году была проведена первая волна рестайлинга, в ходе которой Газель получила новое «оперение», решетку радиатора, бампер, световое оснащение. К 2005 году тираж Газели перевалил за миллион, что является огромной цифрой даже для тиражного автомобиля.
Особенности модели
Благодаря классу N1, к которому принадлежит Газель, грузовик имеет максимальную разрешенную массу 3,5 тонны, соответственно, им может управлять водитель, имеющий категорию прав В. Данные параметры также разрешают грузовику проезжать в зоне действия знака 3,4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». В Москве данное послабление имеет оговорку «до третьего транспортного кольца». Так как модель выпускается как автобус, для его управления уже потребуются права категории D.
Февраль 2010 года ознаменовался второй волной рестайлинга, который уже более качественно изменил модель. Таким образом свет увидела Газель Бизнес. В начале 2013 года с конвейера сошла обновленная Газель Некст, сохранившая от предшественников только раму, коробку передач, задний мост. Кабина была полностью обновлена, немного увеличена, что позволило водителям использовать этот малотоннажный автомобиль для более дальних расстояний.
История создания
Сегодня Газель настолько популярна, что сложно сказать, каких моделей больше — грузовых или пассажирских, настолько их много. Первый микроавтобус сошел с конвейера весной 1996 года. Первой «маршруткой» стал Газ 3221, рассчитанный всего на восемь мест. Данная модель считалась базовой, потому что далее ее дополнили более модернизированные варианты: велюровые сиденья, усовершенствованная планировка, улучшенная отделка салона, сиденья из заменителя кожи, специальные поручни, играющие также роль дополнительных ребер жесткости для кузова.
В 1998 году Горьковский автомобильный завод начал выпуск более усовершенствованной серии микроавтобусов — Соболь. Флагманами данной линейки считаются шестиместный и десятиместный микроавтобусы, имеющие стандартной высоты крышу. Для предприятий (перевоз сотрудников) выпускали одиннадцатиместные маршрутные такси. В 1999 году появился Соболь Баргузин, рассчитанный на одиннадцать мест. Крыша его была немного ниже стандартной базовой модификации, задняя дверь подъемного типа, салон выполнен более комфортабельно, поэтому модель была причислена к числу минивэнов. Параллельно выпускаются несколько моделей на шесть, восемь, тринадцать мест, имеющих более усовершенствованные характеристики проходимости, предназначенные для сельской местности. Изготовление полноприводных модификаций продолжилось в двухтысячных годах, уже на базе Соболя. Внешне модельный ряд был практически идентичным, отличительной чертой стали только наличие ведущего моста, увеличенные колеса с более глубоким рисунком протектора, просветом почти двадцать сантиметров.
Тип мотора
Первые автомобили (до 2005 года) были укомплектованы моторами Заволжского моторного завода. Он специализировался на производстве бензиновых и дизельных двигателей. Место производства — город Заволжский Нижегородской области. Сегодня завод производит некоторые комплектующие для компании Форд. Первые рабочие объемы двигателей для Газели составляли 2,3-2,45 литров, 90-110 лошадиных сил соответственно. Далее стали устанавливать более мощный инжекторный двигатель ЗМЗ 405, рабочий объем которого составлял 2,5 литра. Данная модификация двигателя впоследствии была признана самой удачной для Газели, однако после 2005 года произошла реструктуризация: группа ГАЗ купила Ульяновский моторный завод, а Заволжский моторный завод выкупила компания «Соллерс».
Мотор ЗАЗ 405 заменили более усовершенствованной моделью 2,1 литр — 95 лошадиных сил. Хотя данный двигатель позволял уменьшить расход топлива более чем на 26%, стоил он слишком дорого. Удорожание комплектующих повлекло повышение ценника автомобиля, который стал слишком дорогим для российского потребителя, поэтому выпускалась эта серия преимущественно для экспорта.
Маршрутные такси укомплектовали мотором УМЗ 4215 рабочим объемом 2,89, мощностью 98 лошадиных сил. Данный тип двигателя потреблял низкооктановое топливо АИ 80, что позволяло достаточно неплохо экономить перевозчикам даже при высоком уровне загрузки. Динамические свойства при полной посадке, конечно, были занижены, однако уменьшенный расход полностью оправдывал данное неудобство. Этот вид микроавтобуса послужил базой для создания санитарных машин, которые мы сегодня знаем как кареты скорой помощи. Плюсом этих авто стала более высокая, более легкая пластиковая крыша.
Слабые места
В советское время предприятия испытывали большой недостаток в небольших грузовиках, потому как у большинства были только крупногабаритные Газоны, либо другие распространенные модели грузовиков. Газели стали популярны среди коммерческих организаций очень быстро, позволив «сесть за руль» вчерашним водителям крупнотоннажных транспортных средств наравне со вчерашними водителями Жигулей.
Сама Газель при всех своих достоинствах является произведением отечественного автопрома, поэтому уже с завода имеет ряд дефектов. Многие водители отмечали достаточно низкое качество исполнения кузова.
- Все владельцы легковых авто знакомы с проблемой ржавения кузова. Металл для такого типа транспортных средств используется более тонкий, чем у грузовиков. Имея рамный тип конструкции, грузовики могу насквозь проржаветь, не утрачивая своей способности передвигаться. Окраска, антикоррозийная обработка, изначальное качество металла Газели оставляют желать лучшего. Отсюда иногда образуются скрытые полости, дренаж, вентиляция. Иногда даже стальные борта бортового грузовика служат меньше, чем металл под деревянным настилом кузова.
- Второй важный признак старения, которым нельзя пренебрегать, является усталостное разрушение металла. Ему подвержены абсолютно все конструкции, дело только во времени. Поэтому, если эксплуатировать Газель интенсивно, иногда в кабине могут начать образовываться трещины. Иногда нарушается геометрия задней двери, или лопается рама.
- Казавшаяся изначально удачной новая система охлаждения двигателя впоследствии сыграла отрицательную роль. Вроде лобовая площадь мотора была меньше, передний бампер оснащен вентиляционными окнами, которых не было раньше, вентилятор имел более усовершенствованную форму, радиатору стало легче отдавать тепло, но само качество двигателя подводило слаженную работу компонентов силового агрегата. Большой победой для Газели стала взаимозаменяемость моторов. Если двигатель ломался, можно было брать запчасти из Газонов, с Победы, ЗИМа, Волги, и даже Чайки. Основной опорной моделью при создании малотоннажника послужила Волга. Ее двигатель считался уже «древним», однако для Газели первых лет выпуска он стал самым оптимальным вариантом.
Любые современные автомобили имеют ряд заводских дефектов. Полностью автоматизированная сборка, экономия на толщине металла, запчастях, позволяют купить транспортное средство по более приемлемой цене, однако качество получается соответствующим. Для некоторых нужд, при невысоком уровне эксплуатации, современная Газель вполне перекрывает все задачи, служит долгие годы, в обслуживании крайне неприхотлива. Более того, многие малотоннажные грузовики обязаны недорогим ремонтом именно Газели — ее запчасти используются даже для иномарок.
Помимо технической простоты обслуживания, которая очень важна для водителей, самостоятельно ремонтирующих свой автомобили, Газель является очень выгодной «рабочей лошадкой». Производители добились оптимального потребления топлива благодаря установке новых двигателей, внешне модель поменялась в лучшую сторону, став более схожей с европейскими грузовиками, маршрутные такси способны за свою рабочую жизнь перевезти многие тысячи пассажиров. Пока Газели обеспечивают предприятия, определяя выгоду перевозок, они расходятся с конвейера Горьковского автомобильного завода как «горячие пирожки».