Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
В 2023 году исполняется 75 лет одному из ведущих предприятий Белоруссии – БелАЗу. За это время он стал всемирно известным производителем сверхтяжёлых самосвалов, чьи достижения уважаются во всех уголках планеты. Сегодня мы расскажем Вам об истории этого завода и его основных достижениях.
Решение о строительстве завода было принято в 1946 году. Само строительство стартовало в 1948. Именно этот год считается годом рождения предприятия. Однако задачи его тогда были не такими, как сейчас. В первые годы завод выпускал торфодобывающую технику. С 1951 года на нём выпускались машины для дорожных и мелиоративных работ. Только в 1958 году завод получает название БелАЗ и новую, сохранившуюся до сих пор, цель производства – выпуск самосвалов большой грузоподъёмности. Для этих целей на него было переведено производства 52-тонника МАЗ-525 с Минского автомобильного завода.
Выпуск первого самосвала
Через 3 года завод выпускает первый самосвал собственной разработки БелАЗ-540. Несмотря на относительно небольшую грузоподъёмность, на машине был решён ряд проблем и применены инновации: пневмоподвеска, гидромеханическая передача и компоновка с двигателем, расположенным сбоку от кабины. Завод получил патенты на одноместную кабину и кузов ковшового типа.
В конце шестидесятых годов были выпущены 40-тонный БелАЗ-548А и 80-тонный БелАЗ-549. Промышленности требовались сверхтяжёлые самосвалы. Начиналась разработка более грузоподъёмных машин.
В следующем десятилетии был представлен БелАЗ-7519 грузоподъёмностью 120 тонн. А в 1983 году появился 170-тонный БелАЗ-75211. Всего за три года его выпустили в количестве 6000 экземпляров. Это составляло половину всех существующих грузовиков категории Ultra Truck в мире!
Размеры БелАЗов не позволяли доставлять их целиком. До места назначения техника доезжала в разобранном виде и в течение нескольких суток велась её сборка. Для примера, БелАЗ-7520, выпускавшийся с 1975 года, занимал 3 железнодорожных платформы.
Тягачи
В 1978 году завод открывает новое направление и начинает производить аэродромные тягачи.
Перед самым развалом СССР предприятие успевает выпустить БелАЗ-75501, грузоподъёмность которого составляла 280 тонн! Этот «монстр» появился в единственном экземпляре.
Девяностые ударили по предприятию, но не остановили его развитие. Завод начал выпуск строительной и дорожной техники, выпускал модификации старых самосвалов и создавал новые модели. В 1994 год был показан БелАЗ-7555, открывший новое семейство техники. Появились БелАЗ-75131 и БелАЗ-1318, грузоподъёмностью 130 и 120 тонн.
В 21 веке БелАЗ укрепил своё положение. 80% ультрагрузовиков грузовиков грузоподъёмностью 130 тонн производится именно белорусским заводом. Стабильно растёт его доля и на рынках грузовиков большей грузоподъёмности.
Впечатляющие самосвалы
В 2005 создаётся 320-тонный БелАЗ-75600, который работает и сейчас..
2013 стал годом создания самого большого самосвала. БелАЗ-7571 способен перевозить 450 тонн! Его стоимость составляет 7,5 млн долларов. Машина работает на Кузбассе.
В 2018 году автогигант презентовал гипергрузовик БЕЛАЗ-75320 на 290 тонн. В 2017-2018 были выпущены юбилейные трехтысячные экземпляры соответственно БЕЛАЗ-7513 на 130 тонн и 55-тонника БЕЛАЗ-7555.
В последние годы было несколько значимых инноваций. Новый БелАЗ-7540S работает на газовом топливе. Активно развиваются проекты по роботизации автомобилей. Идёт работа над новыми моделями.
БелАЗ уникальное предприятие, производящее потрясающую технику, которая поражает своими масштабами и мощностью. Завод выпускает современные и инновационные машины, которые пользуются спросом во всех уголках мира. Он стойко противостоит всем вызовам современности и продолжает развиваться, несмотря ни на что. В год своего 75-летия завод уверенно стоит на ногах и радует нас своими впечатляющими самосвалами..