Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Камаз — крупногабаритный тягач, для которого очень важно наличие хорошей тормозной системы. Много дорожно-транспортных происшествий происходит из-за отказа тормозов, поэтому за работой данного узла необходимо следить самым тщательным образом. Тормозная конструкция современных Камазов многоступенчатая, за счет чего одни компоненты дублируют работу других, либо выполняют вспомогательную функцию. Большую роль в работе всех высоконагруженных узлов играют датчики. Именно они передают основную информацию о текущем состоянии узла или возникающих неисправностях центральному электронному блоку, который впоследствии распределяет информацию для водителя, выдавая определенные однозначные сигналы предупреждения.
Чтобы остановить крупногабаритное транспортное средство, необходима надежная тормозная воздушная система, срабатывающая не только для самого тягача, но и для целой сцепки. Если останавливаться будет только тягач, прицеп может пойти юзом, занося «башку», что неминуемо приведет к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Большинство штатных тормозных систем представлены в книге по эксплуатации транспортного средства — отдельному руководству, которое выпускает любой завод-изготовитель. Каждый узел — отдельная схема. Схематичное изображение позволяет водителю наилучшим образом ориентироваться в составных элементах механизма. Помимо расположения компонентов, некоторые книги по эксплуатации имеют подробное описание съема и установки деталей, что позволяет водителю производить ремонт самостоятельно.
Для легковых автомобилей процесс остановки работает более просто, крупногабаритные транспортные средства, ввиду большего веса, оснащены более сложными техническими узлами, выполняющими сразу несколько функций. Каждый тягач имеет четыре варианта тормозных механизмов.
- Главный — играет ведущую роль в процессе остановки транспортного средства, объединяя под собой посредством датчиков остальные компоненты узла.
- Резервный — выполняет дублирующую функцию на случай отказа главного.
- Остановочный — отвечает за полное торможение транспортного средства.
- Вспомогательный — выполняет резервную функцию остановочного.
Каждый тип имеет свои контуры, отвечающие за приведение в рабочее состояние тех или иных механизмов. Пятиконтурная пневмосистема перераспределяет рабочую нагрузку между всеми элементами тормозных механизмов, работает автономно, поэтому является наиболее надежной. Например, первый контур отвечает за надежность остановки всей сцепки. Второй контур отвечает за работу двухпроводного привода, третий позволяет работать стояночному ручнику, четвертый полностью «руководит» всеми вспомогательными механизмами, дублирующими функционал основных тормозов, пятый контролирует количество, качество сжатого воздуха.
Вообще механизм дублирования приборов был заимствован современными автомобилестроительными заводами у авиационной отрасли, так как на борту авиатехники большинство систем имеют дублеров, чтобы при отказе одного узла его мог заменить резервный. Первые камские тягачи, конечно, имели более простое устройство, рассчитанное на один основной агрегат. Однако, стандарты современного машиностроения изменились. Японские, европейские, американские тягачи, выполненные по более совершенным технологиям, заставили отечественный автопром сделать шаг к усовершенствованию бортовых механизмов своих автомобилей.
Вышеперечисленных тормозных конструкций вполне достаточно, чтобы полностью остановить грузовик, не применяя экстренного торможения, например, при помощи ручника (что для такого крупногабаритного транспортного средства, скорее всего, закончится очень плачевно). Кроме того, существуют дополнительные варианты помощи для остановки или хотя бы замедления: АБС, экстренная разблокировка колес (срабатывающая благодаря выбросу воздуха из профиля). Важным пунктом работы тормозов является возможность после остановки снова тронуться, возобновить движение. Детально отслеживать корректность работы данного узла помогают специальные датчики контура.
Главный тормоз снижает скорость настолько, что, можно сказать, именно он отвечает за остановку автомобиля. Тягач имеет два ведущих колеса и четыре дополнительных, каждое из которых оснащено своими тормозами. Принцип работы данного привода — пневматический, основанный на перепадах давления воздуха. Агрегат работает двумя контурами, работающими одновременно на переднюю, заднюю оси Камаза. Оба контура выполняют свою работу автономно, поэтому если откажет, например, передняя ось, задняя останется в рабочем состоянии.
Механизм остановки активируется путем нажатия на педаль тормоза. Приложенная сила воздействует на тормозной вентиль, внутри агрегата происходит перепад давления. За счет этого возникает воздействие на тормозной вентиль, который открывается. Внутри камер преобразуется сила давления воздуха, воздействуя и перемещая тормозные колодки в закрытое положение.
Резервная система дублирует работу главной, если она не справляется с поставленной задачей, иными словами, если главный механизм срабатывает, резервный остается без действия. Включается только при отсутствии отклика основного на нажатие педали, либо неполной остановки (помогает завершить процесс).
Остановочный узел еще называется стояночным тормозом. Он позволяет машине оставаться без движения на ровной поверхности после завершения движения. Работает парно с резервным агрегатом, срабатывает после перевода рычага в верхнее положение на определенное количество делений (количество делений, «щелчков», зависит от степени натяженности ремня рычага). Три данных механизма работают на передней оси сообща.
Дополнительный гаситель скорости снижает уровень нагрева оборудования, потому что «на холодную» остановить транспортное средство гораздо легче. К дополнительной системе относятся глушитель силовой установки, переключающий выпускной коллектор, вводной канал, отключающий подачу топлива.
Экстренная разблокировка расклинивает диски колес, если сработал автомат остановки машины. Данный привод имеет двойное строение, срабатывает благодаря пневматике и механическим винтам одновременно. Цель подобного устройства — разблокировать энергетические аккумуляторы в автоматическом, либо ручном режиме.
Помимо прочего, современные модели Камазов оснащены приводом аварийного растормаживания, который позволяет возобновлять движение транспортного средства (автопоезда) при автоматическом торможении: например, если произошла утечка сжатого воздуха, некорректно «вхолостую» сработала система аварийной сигнализации и контрольных приборов, следящих за комплексной работой пневмопривода. Привод приводит в рабочее состояние механизмы передней и задней оси автономно друг от друга. Управление происходит посредством нажатия педали, связанной с тормозным краном. Непосредственно завершают процесс остановки тормозные камеры. Запасные дублирующие системы, помимо вспомогательной функции, отвечают за более плавное торможение. Иными словами, если выжать педаль не сильно, вспомогательный механизм плавно замедлит ход.
Наличие вспомогательного оборудования
Более поздние модели Камаза оснащены вспомогательным оборудованием торможения, чтобы дополнительно обезопасить водителя во время движения. Данные меры предосторожности вменяются современными стандартами машиностроения, на которые давно перешли зарубежные производители.
- Одноцилиндровое устройство повышения давления (пропускная способность 380 литров в минуту). При недостаточном давлении (либо не срабатывании) основных цилиндров, является средством подстраховки.
- Двухсекционный вентиль способен управлять основным тормозом посредством нажатия ножного рычага.
- Предохранительный регулятор, состоящий из четырех контуров. Регулирует подачу электроэнергии на основные каналы связи.
- Термозащитный механизм снижает температуру воздуха узла, работает под давлением от перекачки цилиндра.
- Клапанный ускоритель отвечает за скорость реакции тормоза задней оси.
- Клапан пропорционального изменения входной величины устанавливается на моделях Камаза 65115.
- Соединительные провода, обеспечивающие обобщенную работу всей конструкции.
Полная реакция всего вспомогательного оборудования способна остановить машину в считанные секунды. Конечно, иногда случается отказ всех узлов, соответственно, автомобиль не может остановиться, однако, данная проблема имеет сугубо технические показатели, если контролировать работу узла, проводить вовремя качественную диагностику, проблем не возникнет.
Варианты оповещений
Визуальный осмотр тормозов, прохождение своевременного технического обслуживания, комплексная диагностика, конечно, приносят свои положительные результаты, однако, иногда поломки застают водителя в самый неподходящий момент. Чтобы водитель вовремя смог попробовать применить тактику торможения двигателем, выбрал более правильную траекторию, либо просто имел время на принятие решения (каким образом поступить в такой непростой ситуации) срабатывают сигналы экстренного оповещения и контроля.
- Звуковые индикаторы работают благодаря датчикам, установленным по контурам механизма. Любая система (кроме вспомогательной) способна запустить работу датчиков контура, которые передают информацию далее центральному электронному блоку. Сигнал проходит по контактам, заставляя работать сигнальные лампы, либо звуковую систему оповещения. При этом датчики реагируют на изменения уровня давления. Если уровень снижается, либо резко падает, происходит замыкание контактов, заставляющее загораться индикаторы приборной панели (иногда вместе со звуковыми сигналами). Данные действия возможны благодаря пневмоэлектрическим датчикам, встроенным в различные точки пневматического привода. Именно пневмоэлектрические датчики замыкают цепи электрических ламп, приводя в рабочее состояние задние «стоп» сигналы. Датчики падения давления устанавливаются внутри ресиверов приводной системы, поэтому, если давление слишком мало, цепь также замыкается, только теперь световой сигнал появляется в кабине на приборной панели, либо срабатывает звуковая сигнализация, называемая также зуммером.
- Перепускные устройства отвечают за контроль и диагностику пневмопривода. Более продвинутые агрегаты самостоятельно способны стравливать чрезмерно накопленный воздух. Например, модель Камаза 5410 оснащена даже устройствами, тормозящими прицеп, либо двойную сцепку, если все контакты грамотно последовательно подключены. Прицепы оснащены однопроводным или двухпроводным приводом, зависимо от модели. Если сцепка оснащена дополнительной пневматикой, перепускные устройства поддерживают давление на нужном уровне по всей цепи. Перепускной механизм работает за счет наличия клапанов контрольных выводов, производящих диагностику технического состояния пневматического привода или отбора сжатого воздуха.
Итак, индикация дает возможность увеличить время принятия решения, сигнализирует о наличии неисправности, перепускные устройства тормозят тягач вместе с прицепом, даже если прицепы нагружены. Второй тип устройств позволяют механизмам работать наиболее синхронизировано. Оба принципа являются очень важными, поэтому применяются в большинстве современных модификаций Камазов.
Основной принцип работы
Остановочным механизмом укомплектовываются абсолютно все Камазы, различаются только типы агрегатов. Общий принцип действия, конечно, остается одинаковым — заставить транспортное средство затормозить. Однако, комплектующие, зоны действия, способы взаимодействия внутри системы могут быть совершенно разнообразными.
Основной механизм торможения закреплен на суппорте, плоская торцевая часть которого имеет специальные отверстия для крепежных болтов колес. Два тормозных компонента, изготовленных из особой высокопрочной стали, фиксируются эксцентриками, чтобы улучшить сцепление с дисками. Благодаря специфическому контуру, особым металлам, используемым в изготовлении деталей, все запчасти стираются примерно одинаково. Это очень удобно, ведь чтобы поменять часть тормозной системы, придется разобрать практически весь узел, поэтому гораздо рациональнее заменять запчасти одновременно, а не по очередности с небольшими интервалами, оплачивая дополнительную работу мастеров, либо отвлекаться самому водителю.
Барабан крепится к ступице посредством пяти болтов таким образом, чтобы штыри наиболее правильно взаимодействовали с остальными запчастями устройства.
Торможение происходит благодаря сдвигу колодок при помощи кулаков. Колодки оказывают давление на барабан, который останавливает колесо. Посредством роликового механизма, передаточное звено передает сигнал «остановиться» колодкам. Чем меньше будет трение (сопротивление материалов), тем эффективнее произойдет процесс остановки. После завершения процесса, например, при постановке на ручник, либо начале движения, четыре пружинных механизма возвращают детали в исходное положение. Внутри держателя срабатывает расклинивающий кулак, взаимодействует с держателем, фиксирует камеру. Торец вала имеет рычаг регулировки с передаточным механизмом, которые «открывают» суппорта. Регулировочный рычаг уменьшает зазор между колодками и тормозным барабаном, который имеет свойство увеличиваться, если изнашиваются фрикционные накладки. Регулировочный рычаг заключен в стальной корпус, внутри которого находится втулка. Также внутри корпуса расположено червячное колесо с зубцами и шлицевыми лунками на оси, работающей под действием пружины. Вся конструкция закрыта специальным кожухом, который предотвращает попадание внутрь системы инородных тел. Если кожух имеет трещины, изломы, либо неплотно подходит, нужно его либо отрегулировать, либо заменить, потому что вопрос герметичности тормозной системы очень важен. Попадание на суппорт пыли, грязи, песка ускоряет изнашивание деталей.
Конечно, любая высоконагруженная система, работающая активно, а не пассивно, изнашивается достаточно быстро. Поэтому можно считать, что детали тормозов — стандартные расходники. Чтобы продлить жизнь механизму, можно периодически производить регулировку.
Работа контура
Выше мы упоминали, что важные информационные датчики находятся именно на контуре. Но что такое сам контур, какие выполняет функции? Привод Камаза имеет несколько автономных контуров, отделенных друг от друга кожухами, работающими автономно. Контур приводной системы переднего моста имеет следующие составляющие: тройной защитный клапан, двадцатилитровый ресивер с клапаном влагозащиты, контурным датчиком падения давления внутри ресивера, двухстрелочный манометр, двухсекционный кран, клапан контрольного вывода, клапан ограниченного давления, шланги, трубки, патрубки, соединяющие детали между собой. Помимо данных запчастей, контур включает в себя трубопровод, соединяющий нижнюю секцию тормозного крана с клапаном управления механикой прицепа.
Многие конструнции грузовых автомобилей работают при помощи подачи и разности давления сжатого воздуха. Источником сжатого воздуха служит компрессор. Компрессор, регулятор давления, предохранитель конденсата от замерзания, конденсационный ресивер составляют основную часть привода, подающего сжатый очищенный воздух под определенным давлением в нужном количестве остальным компонентам пневматического привода. Пневматический тормозной привод имеет несколько автономных контуров для того, чтобы при возникновении неисправностей, из строя выходил один, не зацепляя остальные. Именно поэтому контуры разделяются двойными, иногда даже тройными клапанами.
Важно постоянно производить визуальный осмотр тормозов перед выполнением рейса. Первоначально можно проверить колодки и прочие внешние элементы, которые видно через диск колеса. Если позволяют ресурсы, можно снять колесо, продиагностировав самостоятельно работу суппортов. Помимо внешних признаков, всегда необходимо прислушиваться, с каким звуком останавливается тягач. Если слышны скрипы, значит стираются колодки. Небольшие толчки или провалы свидетельствуют о неисправном давлении внутри системы, наличию лишнего воздуха. Так как отечественные тягачи имеют достаточно простое устройство, ориентированное больше на механику, чем электронику, ремонт, замену комплектующих можно производить самостоятельно. Однако, далеко не лишним будет производить диагностику в сертифицированных сервисных центрах при помощи современного компьютеризированного оборудования.