Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Датчик давления масла в двигателе КАМАЗ — эффективная защита мотора от капитального ремонта.
Бесперебойная работа моторов автомобилей КАМАЗ во многом зависит от качества смазывания трущихся деталей внутри конструкции. В процессе эксплуатации грузовика важным моментом является наличие постоянного объема масла в моторе. Чтобы контролировать уровень давления на транспортных средствах устанавливаются соответствующие датчики. Водителю важно знать, как работают эти устройства, как определить их неисправность и самостоятельно провести замену этих элементов.
Функциональное назначение
На грузовиках КАМАЗ датчики давления масла включены в состав основной масляной магистрали двигателя. Это позволяет контролировать его требуемый уровень и величину рабочего давления..
Датчик давления масла выполняет три функции:
- осуществляет непрерывный замер давления;
- предупреждает водителей о снижении показателя внутри движка;
- сигнализирует об отсутствии смазывающей жидкости или его критическом уровне.
Виды датчиков
Для непрерывного слежения за уровнем и давлением масла в силовых агрегатах стандарта Евро 2, 3, 4 и 5 используются приборы двух видов:
- датчик-сигнализатор;
- датчик контроля абсолютной величины давления.
Устройства первого типа используются для оповещения водителя о критическом падении давления масла в двигателе. Они срабатывают только при его снижении ниже минимально допускаемого значения. Оповещение осуществляется световой индикацией на панели приборов и звуковым сигналом. После срабатывания этого датчика давления на автомобиле, следует прекратить движение и устранить проблему. Невыполнение этого требования может привести к серьезным поломкам и последующему капитальному ремонту.
Датчики второго типа относятся к категории измерительных приборов, контролирующих текущее значение давления масла в системе смазки. Его величина указывается на соответствующем индикаторе приборной панели.
По конструкционному решению используемые на КАМАЗе датчики давления производятся 2-х видов:
- электромеханические;
- механические.
Перечисленные устройства отличаются принципом работы. Более простыми в конструкционном плане являются электромеханические варианты. Они предназначены для предупреждения водителя о падении показателя в системе смазывания мотора.
Датчик имеет металлический корпус, в котором расположена мембрана с толкателем и группа контактов. Данные конструктивные элементы подключены к световому индикатору приборной панели, сигнализирующему о потере давления масла в моторе.
В движках стандарта Евро 2-5 датчики давления масла функционируют по следующему принципу. Когда работает масляный насос, создается определенное давление в маслопроводе, которое воздействует на мембрану. Вследствие этого последняя приводит в действие толкатель, размыкающий электрические контакты, к которым подключен сигнальный индикатор. Когда величина давления падает, контакты замыкаются, что приводит к загоранию сигнального индикатора на приборной доске. Параллельно с этим может включаться и звуковой сигнал.
На автомобилях КАМАЗ механический датчик устанавливается для непрерывного измерения давления масла и отображения его величины на соответствующем указателе приборной панели. Конструкция устройства для измерения давления масла предусматривает кроме корпуса с толкателем и мембраной катушку из нихромовой проволоки и ползунок. Показания стрелки указателя зависят от того, какое текущее положение занимает ползунок на нихромовой спирали.
Функционирование механического датчика заключается в следующем. В работающем двигателе создается определенное давление, которое воздействует на мембрану с толкателем. Он связан с ползунком, который, перемещаясь по нихромовой спирали, изменяет электрическое сопротивление компонента. В зависимости от сопротивления своего рода нихромового реостата откалиброванный стрелочный указатель указывает определенную величину давления в системе.
Технические характеристики
Штатные механические датчики давления масла в грузовиках КАМАЗ производятся в соответствии с ГОСТ 3940-84. Согласно нормативной документации для их нормальной работы должны соблюдаться следующие условия:
- величина напряжения в однопроводной сети — 12 В;
- сила тока — 0,4 А;
- минимальное значение давления при холостых оборотах двигателя — 0,7 атм.;
- предельно допустимый показатель при высоких оборотах - 5-5,5 атм.
Определение неисправностей
Если в процессе повседневной эксплуатации автомобиля на приборной панели загорается индикатор, сообщающий о падении давления в системе смазки двигателя, следует выполнить осмотр самого мотора на предмет возможных утечек, а также проверить работоспособность датчика масла. Если загорание произошло в процессе движения, нужно немедленно его прекратить и попытаться найти этому причину.
Проверка мотора
После остановки нужно поднять капот и провести визуальный осмотр целостности детали, особенно картера, мест крепления масляного фильтра и головки блока цилиндров. В случае повреждений картера, что иногда случается на гравийном покрытии острым камнем, следует попытаться устранить течь на месте. Для этого хорошо подходит герметик. Если его нет в наличии, можно воспользоваться куском резины или обычной тряпкой. Такая псевдозаглушка позволит максимально снизить скорость утечки масляной жидкости, чего будет достаточно, чтобы добраться до станции техобслуживания и провести ремонтные работы.
Прежде, чем начать движение, после герметизации пробоины следует проверить уровень масла металлическим щупом. Если он ниже минимально допускаемого, следует залить требуемое количество и после этого возобновлять движение. Если причиной потери рассматриваемого показателя были повреждения корпуса двигателя, протечки фильтра или прокладки, и они были устранены, лампочка на приборной панели должна погаснуть. Если она продолжает гореть, значит, поврежден все-таки датчик.
Проверка датчика
На место механического датчика давления масла грузовика КАМАЗ устанавливают обычный манометр. Если при холостых оборотах устройство будет показывать величину давления 0,7 атм., которое при наборе оборотов будет расти, значит неисправным является именно датчик. В этом случае его нужно заменить.
Замена датчика
Если потребуется заменить прибор, следует обратиться на станцию технического обслуживания. Опытные мастера выполнят эту процедуру быстро, и автомобиль снова будет на ходу. Если поломка случилась в дороге и замену придется делать самому, следует придерживаться следующего алгоритма:
- отсоединить электропроводку от клемм заменяемой детали;
- выкрутить неисправный датчик;
- в посадочное гнездо вкрутить новый датчик давления масла КАМАЗ, не забыв установить на него уплотнительную алюминиевую шайбу;
- закрутить его ключом с моментом затяжки 30-35 кг/см2;
- подключить электропроводку, соблюдая полярность;
- надеть на контакты защитную резиновую муфту.
После установки исправного датчика можно завести мотор и проверить работоспособность нового устройства.