Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Оптимальная работа мотора достигается благодаря наличию постоянно контролирующих механические процессы контрольно-измерительных приборов, иными словами называемых электронными датчиками. Эти компоненты считаются очень надежными, однако любые запчасти выходят из строя, поэтому если видны отклонения в работе, необходимо немедленно заменить компонент, ведь нет ничего хуже неверной информации. Наиболее важным является датчик распределительного вала, который напрямую отвечает за работу всех клапанов двигателя.
Грузовые автомобили марки Камаз являются самыми популярными видами тягачей на российских дорогах. Помимо устоявшихся сложных рабочих условий, негативное действие оказывают постоянные сильные нагрузки, уменьшающие срок службы двигателей. Высокие подъемы, преодоление дальних расстояний, сдерживание оборотов на крутых спусках способны заметно сократить ресурсы износостойких камских дизелей. Современные моторы классов Евро — более совершенные, точные в своих показаниях, оснащенные различными датчиками, большим количеством электронных систем.
Основной функционал
Данный контрольно-измерительный элемент относится к изобретению Холла аналогично многим своим механическим собратьям. Строение имеет достаточно простое: полупроводник, пропускающий малые токи через себя, установленные вблизи полупроводника металлические звездочки, называемые задающими дисками, которые располагаются непосредственно возле распределяющего вала. Во время запуска двигателя, зубцы задающего диска начинают движение вдоль проводника, изменяя его магнитное поле, соответственно, меняются показатели тока. Изменения фиксируются, посылаются на центральный электронный блок. Однако система устроена таким образом, что зарегистрированные изменения магнитных полей не показывают напрямую положение клапанов, поэтому нужны специальные «засечки». Засечки называют задающими метками, которые устанавливают поверх шестерни распределительного вала. Засечки измеряют магнитные поля, созданные датчиком. Существует несколько основных способов снятия показаний: метки бывают самостоятельными выступами — зубцами, обозначающими верхнюю точку работы для первого цилиндра, либо наоборот углубление на диске ГРМ, имея аналогичную суть работы.
Бортовой компьютер Камаза контролирует момент поворота распределительного вала относительно коленчатого вала с помощью датчика распредвала, иными словами называемого аббревиатурой СМР. Информация от СМР необходима, чтобы дозировать нужное количество искры для камеры сгорания и работы топливных форсунок. Поэтому можно точно сказать, что СМР помимо своей основной функции попутно контролирует расход топлива, количество выбросов выхлопа.
Раньше искра запускалась по положению самого коленчатого вала, одновременно впрыскивалось топливо при воздействии форсунок. Однако, данный метод стал неэффективным после введения стандартизации двигателей Евро 4, являющейся сегодня наиболее популярной.
Четырехтактные двигатели достигают рабочего напряжения за счет двух оборотов коленчатого вала, а каким образом бортовой компьютер находит положение поршней цилиндров? Именно тут помогает распредвал. Делая один оборот за четыре такта, устанавливается сиюминутное положение поршня внутри цилиндра, учитывая единицу времени. Иными словами, рассчитывается время загорания свечи зажигания сопряженно со временем, когда должны сработать форсунки.
Признаки неработающего состояния
Конечно, первым индикатором для водителя служит приборная панель. Именно она чаще всего позволяет быстро идентифицировать наличие поломки, ведь датчики по большей части выводят свои данные именно на центральный блок управления, посылающий информацию приборной панели. Поэтому если внутри системы произошла какая-то беда, ищите желтый индикатор Check Engine, говорящий об отказе запуска двигателя, потере тяги, потере мощности, словом, первых признаках того, что мотор скоро заглохнет.
Любому автомобилисту сложно представить себе момент, когда он едет по шоссе, поездка проходит совершенно нормально, когда вдруг глохнет двигатель. Конечно, сразу сработает система отключения гидроусилителя руля, возможно станет хуже работать непрокаченная тормозная система. Можно придумывать множество причин отключения, самая неприятная — непосредственная поломка двигателя. Однако причина иногда кроется просто в неисправности датчика распредвала. Некоторые поломки происходят без предварительных предупреждений. Основной причиной служит износ внутренней обмотки проволоки, либо любого другого компонента системы. Обычно сначала двигатель начинает работать с перебоями. Признаки неисправности узла зависят во многом от степени износа. Например, может просто износиться разъем, внутренняя цепь.
- Важным моментом является блокировка коробки передач. На некоторых моделях Камаза при отказе двигателя невозможно переключить передачу в нейтральное положение. Чтобы осуществить данную задачу, следует выключить двигатель, затем обратно запустить. Сложность может создать отсутствие искры зажигания. Зачастую отключившийся двигатель невозможно повторно запустить.
- Важным признаком работоспособности датчика служит качество движения грузовика на скорости. Если скорость теряется, двигатель работает неравномерно, энергия подается рывками, значит лучше продиагностировать систему работы СМР.
- Неработающий СМР не позволит дизелю развивать большую мощность. Соответственно, если автомобиль стал двигаться 60км/ч и не более, данный факт служит сигналом наличия проблемы внутри механизма.
- Иногда двигатель просто будет глохнуть, безо всяких видимых причин.
- Дополнительным связующим компонентом является плохая работа системы выхлопа. Неработающий СМР послужит наличием осечек при зажигании, плохом разгоне с толчками, хлопки выхлопной системы. Вообще дизель начнет работать неравномерно, что прекрасно уловит слух опытного водителя.
После загорания Check Engine, бортовой компьютер записывает определенный «код ошибки». Данные коды служат помощниками при дальнейшем выявлении неисправности специалистами-диагностами сервисного центра. Специальный компьютер подключают к диагностическому разъему Камаза, именно по нему можно прочитать код ошибки, чтобы наиболее быстро «добраться» до неисправности.
Устранение поломки
Если речь идет о работе профессионального водителя, который эксплуатирует грузовик постоянно, такому специалисту лучше иметь небольшой комплект диагностического оборудования. Данным образом при загорании «чек двигателя» получится быстро самостоятельно узнать код ошибки, сэкономив время специалистам сервисного центра, либо устранить ошибку самостоятельно.
Наличие кода неисправности, связанного с СМР означает, возможно, поломку самого датчика, либо повреждения проводов, которыми он подключается, неисправности разъема датчика. Помочь определить суть ошибки сможет простой цифровой мультиметр.
- Проводится проверка разъемов, проводов. Отсоединяется разъем, после отсоединения можно проверить наличие трещин, загрязнений, ржавчины. Неполадки разъема препятствуют необходимому поступлению топлива.
- Проверяется наличие расплавленных, поврежденных проводов, наличия окисления. Внутри системы много горячих поверхностей, которые могут просто повредить важные соединительные каналы.
- Важно проследить, что провода не касаются катушек зажигания, свечей, создающих помехи, мешающих датчику передавать верный сигнал.
Цифровой мультиметр тестирует наличие переменного, постоянного токов. Главное — выставить на приборе электрические параметры датчика от конкретного автомобиля. Параметры можно найти в техническом руководстве по эксплуатации Камаза.