Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Система сцепления легковых автомобилей отличается от грузовых, потому что является технически более простой. Легковой авто несет только свою массу, сравнительно небольшого груза, пассажиров, тягач осиливает гораздо более большие массы. Именно поэтому сцепление тягача устроено более сложным способом. За ним нужен уход, постоянный контроль, диагностика неисправностей, техническое обслуживание, ведь в случае возникновения неисправностей остановить «махину» гораздо сложнее. Крутые спуски, сложные подъемы негативно сказываются совершенно на всех конструктивных узлах грузовика. КПП испытывает множество сложностей, поэтому акселератор часто изнашивается. Дополнительную серьезную нагрузку оказывает чрезмерная грузоподъемность, иногда превышающая допустимые пределы (иными словами перегрузы). Все вышеперечисленные давления негативно сказываются на механизмах Камаза.
Камаз — рабочая лошадка российского автопрома, пробегает тысячи километров ежегодно. Пробегает довольно быстро, преодолевая спуски, подъемы, прилично изнашивающие систему, стирающие колодки. Отказ работы узла — частая проблема аварийности среди большегрузов. Безответственное отношение к выявлению проблем, системе эксплуатации привозит к печальным последствиям, поэтому лучше предупреждать проблемы заблаговременно.
Данный тип автомобиля никогда не подведет хозяина, обеспечивающего стальному коню должный уход. Очень важна регулировка коробки, ввиду выполнения тягачом множества функций. Акселератор отделяет коробку передач, переходящую на другую скорость, соединяя двигатель для минимизации ударов зубьев шестеренок. Узел уменьшает трансмиссионную нагрузку модуля на двигатель.
Разные модели Камазов имеют различное строение внутренних систем. Сцепление имеет конструктивную особенность — соединяет разобщенные действия КПП вместе с двигателем. Стабильным остается место размещения сцепления — после двигателя внутреннего сгорания. Некоторые считают место нахождения данного конструктивного узла после коробки передач, однако существуют разные модели Камаза, поэтому конструктивный узел относительно КПП имеет различное местонахождения.
Узел имеет три основных детали: маховик, нажимной, ведущий средний диски. Данные детали вобщем считаются ведущими. Именно они являются приводом основных рычагов включения, упорного кольца рычагов, муфты включения с подшипником, вилки выключения. Обе основные детали обязательно имеют специальные выемки, прекрасно вмещающие паз маховика, запуская вращение. Оба диска вращаются осевым вращением настолько быстро, насколько того требует трансмиссия.
Помимо ведущей существует соответственно ведомая часть узловых механизмов. Ведомыми являются асбестово-композитные крутящие составляющие, соединенные специальным механизмом, содержащим ступицы. Некоторые модели содержат только один диск, именно поэтому сцепление бывает однодисковым либо двухдисковым.
Диск запускается специальным гидравлическим приводом, оборудованным пневматическим усилителем. Несжимаемость жидкости — основной принцип работы данной системы, поэтому тормозная жидкость играет очень важную роль. Трещины, обломки — признаки необходимости замены запчастей. Общие узлы обычно меняются вместе со ступицами. Сборка ведомого узла обычно является завершающим этапом сбора всех остальных деталей КПП. Износ иногда сопровождается пробуксовкой, поэтому необходимо сначала полностью разобрать его, после чего тщательно зачистить.
Самостоятельная диагностика
Существует множество способов диагностики неисправности узлов сцепления. Первоначальный — тактильные ощущения, позволяющие безошибочно понять наличие технического изъяна.
- Первоначальным позывом могут являться рывки. Проявляются зачастую между первой, второй, третьей скоростями. Переключаясь, диски немного заедают, поэтому машина может начать немного дергаться, либо подтормаживать. Неравномерное переключение, частичное заедание определяется затупливанием пазов. Маховик больше не подходит идеально пазам.
- Западание педали переключения скоростей. Сопровождается скоростным западанием педали, наиболее вероятная скорость движения при западании — примерно пятьдесят километров. Если педаль запала, следует отпустить педаль, поставить нейтральную скорость, заново выжать педаль, включить вторую передачу. Именно вторая передача дает двигателю несильный толчок, облегчая пуск скоростного клапана. Профессиональная регулировка педали обычно определяет уровень исправности сцепления Камаза. Измеряется расстояние между педалью, полом, данная цифра должна быть равно шестнадцати сантиметрам. Со временем педаль будет немного пускаться вниз, однако более низкое расположение не означает скорую поломку, после установки новой корзинки педаль будет опускаться постепенно ниже. Данный процесс является совершенно естественным. Иногда сцепление включается частично, рычаг требует излишних усилий. Изношенные детали заменяют новыми. Также возможен износ изоляции, которую также перематывают новой изоляцией, создающей дополнительное ненужное трение. Детали, имеющие деструктивные зазубрины, шероховатости иногда шлифуют, чаще заменяя новыми.
- Тугой ход педали акселератора — обратная сторона западания. Западание свидетельствует об ослабленности механизмов, тугой ход наоборот — детали либо разболтались, начиная друг к другу ближе располагаться, либо основные узлы плохо смазаны. Пневматический усилитель задерживает воздушный поток, обеспечивая больше нужного сопротивление. Лепестки сцепления изнашиваются, становятся более жесткими, заедают шарики, вилки плохо проворачиваются, увеличивая сопротивление педали.
- Утечка жидкости. Масло коробки передач меняется автовладельцами гораздо реже, чем масло двигателя. Замена масла КПП гораздо сложнее, более затратно, поэтому производится примерно каждые 40 000 километров. Доливать масло категорически нельзя, аналогично двигателю, полностью сливается старое масло, доливается новое.
- Самый распространенный признак, позволяющий любому автомобилисту ощутить наличие неисправности — посторонние шумы. Наиболее часто встречающийся шум — скрежет механизмов. Неравномерно заходя в пазы, маховик растирается, создавая неприятный скрежет, слышимый даже в кабине.
Диагностику работы грузовиков нужно проводить достаточно часто ввиду сложности организации самой коробки переключения скоростей. Переключая скорости, нужно обращать внимание на все визуальные, внешние, слуховые признаки. Таким образом, если отсутствует надобность периодической диагностики, технического обслуживания, водителю стоит самостоятельно прислушиваться к техническим неисправностям механизмов сцепления.
Внутри коробки
Работа дисков фиксируется после снятия коробки передач, однако иногда неисправность застает водителя во время рейса, когда приходится самостоятельно ремонтировать механизмы. Дорожные условия заставляют делать мобильные корректировки работы механизмов. Настройку производят специальной гайкой пневмоусилителя, подведя ее через кольцо картера. Диски выставляют максимально параллельно, продляя работу сцепления на непродолжительное время. После возвращения обязательно нужно воспользоваться помощью специалистов, занимающихся регулировкой механизмов коробок передач. Таким образом налаживаются только двухдисковые коробки. Все составляющие, фото сборки/разборки КПП зафиксированы в сервисной книжке Камаза.
Потеря сцепления
Опоздание после отпускания педали говорит о неисправности механизма. Если проводить постоянную диагностику системы, можно предупредить данный момент. Однако случившаяся неисправность имеет несколько причин.
- Застывшую, устаревшую гидравлическую жидкость. Жидкость гидравлической системы полностью заменяется специальной особой жидкостью, подходящей именно Камазам.
- Поршневая система может заклинить.
- Ведущий рубец имеет зазубрины. Зазубрины можно сточить специальным станком, однако гораздо рациональнее приобрести новую запчасть. Учитывая особенно российское происхождение тягача рынок автомобильных деталей позволяет найти любые необходимые запчасти.
- Потеря герметичности резиновых, мягких пластиковых деталей. Основная причина — некачественная, неоригинальная смазка, либо отсутствие регулярной смазки.
Нажимной, средний ведущий диски являются важными конструктивными деталями механизма сцепления. Оба имеют четыре шипа, заходящие в пазы маховика. Ведомые диски соединены со ступицей специальными накладками, изготавливаемыми из композитного материала (асбеста), добавляя дополнительную износоустойчивость, предотвращая скачки температуры при трении.
Крутящий момент маховика передается среднему ведущему диску, далее переходит к нажимному, далее к ведомому. Диски играют важную роль конструкции сцепления, определяя правильную последовательность включения передач. Выключение передачи обусловлено переводом ведущего диска, освобождая ведомый, полностью отключая механизм.
Обеспечить долговечность работы важных механизмов тягача помогут своевременная диагностика, новые детали. Запчасти стоят сравнительно недорого. Иногда зачистка, шлифовка старых запчастей выходит гораздо дороже покупки новых. Именно поэтому рекомендуется своевременно проводить техническое обслуживание КПП.