Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Грузовик серии 4331 получил широкое распространение и с течением времени стал выпускаться в массовом режиме. Его главной особенностью стал двигатель ЗИЛ 645, преимуществами которого являются улучшенные показатели по надежности, длительности эксплуатационного периода и производительности в сравнении с предыдущими моделями идентичных версий авто. Такой мотор неприхотлив в обслуживании и не доставляет головной боли владельцу.
История создания
Двигатель зил 645 разработан специально для грузовика ЗИЛ серии 4331, который был выпущен на московском автомобилестроительном предприятии в семидесятых годах прошлого столетия. В те времена автомобильная промышленность СССР остро нуждалась в двигателях с высокой производительностью. Это и побудило разработчиков создать такой движок.
Двигатель изготовлен на базе мотора, которым оснащались модели КАМАЗА, поэтому он не является полностью новым. Агрегат производился в двух версиях, одна из них работала на бензине, другая на дизеле. Стоимость дизельного топлива упала, поэтому эксплуатировать грузовики с подобным движком стало выгоднее. Этим обусловлено число созданных производителем грузовиков с дизельными двигателями зил 645, которое превышает полтора миллиона экземпляров.
Изначально разработчики планировали создать многотопливный мотор. Поэтому двигатель обзавелся оригинальной системой образования смеси в виде объемно-пленочного варианта. Этот фактор позволил устанавливать топливную аппаратуру и реализовать бензиновую модель.
За счет присутствия в конструкции бортового ЗИЛ 4331 такого двигателя на трассе автомобиль с легкостью обходил даже КамАЗы. За это владельцы и полюбили движок. Но на тот момент присутствовали и существенные минусы, которые заключались в сложностях поиска и приобретения запчастей.
Основные характеристики
Изделие представляет собой V-образный четырехтактный рядный двигатель ЗИЛ 645 с восемью цилиндрами, рассчитанный на объем в 8,74 литра. На каждый цилиндр рассчитано по два клапана. Мотор соответствует показателю мощности в 185 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте, что равносильно 510 ньютон-метров. В среднем он расходует до 24-х литров горючего при проезде 100 километров.
Другие параметры агрегата:
- компрессия – 18,5;
- диаметр цилиндра – 110 мм;
- ход поршня – 115 мм;
- масса – 650 кг;
- степень сжатия 17.0;
- тип охлаждения – жидкостная система.
Рекомендуемый смазочный материал - 10W-40 и 15W-40.
Конструктивные особенности мотора
Производство двигателя ЗИЛ 645 осуществлялось на основе высококачественного чугуна, поэтому мотор получился тяжелым, но при этом прочным и устойчивым по отношению к распространению коррозии. Предусмотрены мокрые цилиндры, которые производитель уплотнил сверху во избежание смещений вдоль оси. Нижняя часть устройства зажата обручами из резины. Пустоты, в которых движется жидкость, поделены сечениями, формирующими полости закрытого типа для повышения жесткости.
Распределительный вал сделан из стали, а его функционирование исполняется при помощи двух шестерен. Механизм фиксируется несколькими опорами, пастель в точках фиксации комплектуется металлическими втулками.
Двигатель ЗИЛ 645 обладает хорошими техническими характеристиками, что позволяет ему до сих пор сохранять свою конкурентоспособность. ДВС снабжен карбюратором и 2-мя камерами с падающим потоком. Внутри аппарата находится насосный элемент и экономайзер. Кроме того, предусмотрен механизм, включающий холостой ход.
Блок двигателя ЗИЛ 645 оснащен гильзами, которые уплотняются кольцами в нижней части блока. Головки изготовлены из высокопрочного алюминия (в составе присутствуют также иные металлы). Вытеснители тоже выполнены на основе алюминия и опоясаны кольцами: сверху располагаются два компрессионных металлических колечка с покрытием из хрома, а еще одно требуется для съема смазочного материала.
Двигатель зил 645 не перегревается за счет жидкости, которая беспрерывно движется в замкнутом контуре по кругу, через каналы внутри мотора. Для уменьшения воздействия сил трения, добавляют масло. Смазочная система функционирует по комбинированному методу – жидкость движется по патрубкам и разбрызгивается самотеком. Агрегат питается благодаря принудительной подаче горючего, которую организует помпа.
Благодаря V-образному месторасположению цилиндров двигатель приобрел высокую производительность и крутящий момент. Поршневая группа и цилиндры запускаются единым коленчатым валом.
В нижней части картер мотора прикрыт поддоном, изготовленным из листовой стали. Поддон обеспечивает защиту картера от проникновения загрязнений и применяется в качестве резервуара для смазочного материала. В процессе работы движка в картер попадают газы, что может привести к увеличению давления. По этой причине картер через трубку сообщается с атмосферой.
Для доступа к двигателю ЗИЛ 645 инженера использовали новаторское по тем временам решение. Все фронтальные детали, которые являются единым целым, применяют шарниры. Они дают возможность откинуть конструкцию вперед. Это удобно в плане ремонта и технического обслуживания, так как механики имеют полноценный доступ к агрегату и всем иным узлам, которые находятся в моторном отсеке.
Расход топлива
Создавая двигатель ЗИЛ 645, разработчики стремились максимально снизить потребление горючего. У них получилось это сделать лишь отчасти, поскольку потребление топлива у автомобиля назвать низким трудно. Мотор, работающий на солярке, расходует порядка 20-ти литров при езде без дополнительной нагрузки. Полностью загруженный грузовик потребляет на 7 литров больше.
Обслуживание двигателя
Клапаны необходимо регулировать по мере необходимости, но зазоры стоит проверять каждые 500 часов работы. Зазоры клапанов должны соответствовать следующим показателям: впускные по 0,25 мм, выпускные – 0,45 мм.
Смазочный материал требуется менять каждые 10-15 тысяч км пройденного пути. Масло загрязняется небольшими частицами, которые постепенно проникают внутрь системы.
Каждые 20 тысяч километров следует проходить плановое техническое обслуживание. ТО включает в себя проверку свечей зажигания, слив отстоя из масляного фильтра, замену последнего и топливного, а также воздушного фильтров, очистку от пыли и грязи приборов системы зажигания и иные работы.
Ежедневно рекомендуется очищать мотор от грязи, внимательно его осматривать, прослушивать функционирование на разных режимах, проверять уровень жидкости в радиаторе, уровень смазки перед пуском и выверять наличие протеканий смазочного материала.
Основные виды поломок и неисправностей
Согласно статистике при выполнении регулярного технического обслуживания в соответствии с рекомендациями от производителя, агрегат стабильно функционирует и ломается не часто. Но при этом, как и в случае с другими видами техники, у двигателя ЗИЛ 645 есть ряд стандартных неисправностей, с которыми приходится встречаться чаще всего.
-
Ремонт поршневой группы
Поршни и цилиндры силового двигателя ЗИЛ 645 со временем изнашиваются и выходят из строя. При регулярном проведении ремонтных работ появляется возможность замены гильзы у одного из цилиндров движка при условии, что у остальных отсутствуют признаки существенного износа.
Устраняя подобную проблему, необходимо учитывать следующие моменты:
- гильзы, подлежащие замене, следует разделить по размерам;
- новые поршни должны обладать такими же габаритами, как и износившиеся;
- нижняя шатунная и подшипниковая крышки меняются подходящими комплектами.
-
Неполадки топливного насоса
Данная проблема у дизельных двигателей ЗИЛ 645 встречается довольно часто. Некоторые механики пытались справиться с ней, изменяя подачу горючего, но полностью устранить ее все равно не удавалось. Решением становится периодическая замена системы клапанов и пружин для продления эксплуатационного срока всего узла.
-
Газораспределительный механизм
Выходит из строя вследствие некачественного прилегания клапанов к гнездам и неполного их открытия. При недостаточном прилегании клапанов снижается компрессия, появляются хлопки во впускном трубопроводе и уменьшается производительность двигателя. Проблема обусловлена отложением нагара на гнездах, неисправности клапанных пружин или образованием раковин на рабочих поверхностях.
-
Повышенный шум сгорания горючего
Проблема возникает из-за использования низкокачественного топлива, неправильной установки угла опережения впрыскивания, дефекта форсунок. В зимнее время года двигатель ЗИЛ 645 испытывает сложности с запуском, поскольку он прогревается посредством штатного подогревателя, не отличающимся надежностью.
-
Перегрев или переохлаждение
При сильном увеличении температуры поршни испытывают повышенную нагрузку, что приводит к их быстрому изнашиванию, формированию нагара и иным неполадкам.
При пониженных температурных показателях потребление горючего возрастает, смола проникает в вентиляционную систему, а на поршни ложится дополнительная нагрузка. Нестабильная работа охладительной системы обусловлена нехваткой жидкости для охлаждения, поломкой ремня вентилятора и неправильным функционированием термостата.
Преимущества и недостатки
Двигатель ЗИЛ 645 обладает следующими достоинствами:
- Стабильность работы на низких оборотах;
- Отсутствие повышенных требований к топливу (нередко владельцы используют маркировку 92, а не 95);
- Длительный срок службы – порядка 200 тыс. км в отсутствии необходимости в капитальном ремонте;
- Простота конструкции и легкость ремонта и монтажа;
- Возможность работать в жестких климатических условиях;
- Высокая степень надежности.
К минусам двигателя ЗИЛ 645 относят отсутствие специальных градусных сеток для настройки мотора по углу опережения двигателя и иногда сложности с поиском запасных частей для замены.