Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Основным элементом трансмиссии автомобиля является сцепление, которое служит с одной стороны защитой мотора от гашения колебаний и перегрузок, а с другой – обеспечивает соединение движущих узлов при переключении передач. В грузовых авто используется двухдисковое, или фрикционное, сцепление, работающее за счет силы трения от крутящего момента и позволяющее увеличить ресурс агрегата. Само трение обеспечивается двумя ведомыми дисками, между которыми имеется проставка, что обеспечивает 4 поверхности рабочего соприкосновения.
Особенности сцепления КамАЗ
Грузовые автомобили КамАЗ имеют полноприводную колесную базу, что предполагает использование двухдискового сцепления. Оно представляет собой замкнутое сцепление с нажимными пружинами, расположенными периферийно.
Особенностями такой сборки является наличие:
- Устройства автоматической регулировки среднего ведущего диска, которое при выключении занимает среднее положение.
- Термостойкой накладки, которая служит для продления срока службы ведомого диска.
- Кожуха установленной формы, обеспечивающего целенаправленный и фиксированный нажим пружин.
Само сцепление КамАЗ состоит из ведущей и ведомых частей. Так, ведущая часть собирается из:
- Среднего ведущего диска.
- Маховика.
- Кожуха с втулками.
- Нажимного диска.
Сборка осуществляется посредством болтов.
Ведомая часть состоит из:
- Стального диска с фрикционными накладками.
- Асбестового диска со ступицами.
- Фрикционных колец.
- Гасителя с пружинами, который приводится в движение путем крутильных колебаний.
Нажимной и средний ведущий диски имеют на поверхности шипы, которые во время движения попадают в пазы маховика, что позволяет передать вращающий момент на ведущие диски. Одновременно перемещаются оба осевых диска. Это и приводит двигатель в действие.
К элементам двухдискового сцепления также следует отнести:
- Ступицы ведомых дисков.
- Ведомый вал сцепления.
- Нажимные диски.
- Пружины.
- Кожух.
- Теплоизолирующие прокладки.
Все эти элементы приводят механизм в действие, а также защищают двигатель и коробку передач от преждевременного износа.
Для управления грузовиком, а также для остановки транспортного средства (выключения мотора) служат:
- Рычаги выключения, которые соединены с нажимными дисками.
- Опорные вилки, устанавливаемые в кожухе.
- Упорные кольца и пружины.
- Муфты и рычаги выключения с подшипником, шлангом смазки и оттяжной пружиной, которые устанавливаются на крышке подшипника коробки передач.
- Вилки выключения, которая монтируется в картере сцепления на валике.
Принцип действия
Двухдисковое сцепление работает по такому принципу:
- Водитель нажимает на педаль. Это приводит в действие выжимной подшипник.
- Водитель давит на выжимные рычаги, оттягивая нажимной диск на себя. Это приводит в движение ведомый и нажимной диски.
- Пружины отпускают ведущий диск, что приводит к отсоединению его от фрикционного диска за счет пружин.
В результате происходит одним движением двойной выжим. Обратное движение происходит по тому же принципу. При этом удается получить усиленное распределение равномерных нагрузок.
Почему на КамАЗ устанавливается двухдисковое сцепление
Многие путают равномерное схватывание при двухдисковом сцеплении с плавным, что является ошибочным. Ведь в данном случае не стоит говорить про плавный ход или подхват. Чтобы добиться комфортной управляемости, у водителя должен появиться солидный опыт. Кроме того, в сцеплении КамАЗ используется облегченный маховик, что замедляет переключение скоростей, а потому кивки во время езды неизбежны. Могут также наблюдаться сторонние шумы и потрескивания при увеличении скорости.
В чем же преимущества двухдискового сцепления? Тут можно выделить несколько моментов:
- При надлежащей балансировке крутящих элементов удается выровнять нагрузку на прокручивающиеся диски без их дополнительного износа.
- Снижается вибрация во время езды в случае всё той же балансировки маховика.
- Удается снизить расходы топлива, что важно при использовании грузового транспорта.
- Увеличивается срок службы двигателя. И это, пожалуй, одно из основных преимуществ.
Чтобы двухдисковое сцепление обеспечило ожидаемый результат эксплуатации КамАЗ, необходимо провести балансировку не только маховика, но и коленвала. Регулировка также потребуется после длительного пробега транспортного средства. Сделать это сможет водитель самостоятельно, или обратившись в автосервис.