Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Грузовой автомобиль ЗИЛ «Бычок» появился давно, но он до сих пор пользуется популярностью. Он известен своей высокой мощностью, отличной грузоподъемностью и хорошей маневренностью на дорогах. Производство моделей 5301 на заводе имени Лихачева началось с середины девяностых годов, в то время предприятие специализировалось на изготовлении техники с грузоподъемностью до трех тонн.
Специалисты не стали экспериментировать и придумывать необычные дополнения. Была установлена классическая электрическая схема ЗИЛ 5301 «Бычок», которая не требует соблюдения особых мер эксплуатации. А многие опытные водители и электрики при необходимости могут самостоятельно осуществить ремонт ее элементов без применения специального оборудования. Но все же стоит рассмотреть конструктивные особенности грузовика и основные элементы механизма.
Предыстория
История производства грузового автомобиля ЗИЛ «Бычок» или 5301 достаточно интересная. В 1992 на заводе имени Лихачева отсутствовали проекты транспортных средств класса с показателем грузоподъемности в 3 тонны. По этой причине предприятие приняло решение взять за основу уже проверенные проекты и разработки от Daimler-Benz AG.
В 1993 году предприятие выпустило опытный экземпляр данной модели. В его основе были использованы основные элементы, силовые агрегаты от техники Mercedes–Benz T2. Но отечественные инженеры рассмотрели особенности устройства и механизма немецких авто, и смогли переделать их так, чтобы они соответствовали запросам российских водителей, могли выдерживать дороги, а также смоли подстроится под реалии рынка.
В 1996–1997 годах компания изготовила модульную платформу кузова с цельнометаллической основой, ее использовали для фургонов, которые состояли из двух, трех, четырех секций, а их вместимость была до 20,5 м3. Небольшие габариты, низкая высота погрузки — все это помогло создать варианты для грузопассажирских перевозок с кабиной из 6 мест и небольшим отсеком для груза.
На начальном этапе «Бычок» оборудовался движками с дизельным ММЗ Д–245.10, ММЗ Д–245.9 и ММЗ Д–245.12С, все они относятся к нулевому экологическому классу. Но в 2005 году производитель решил внести изменения, он стал дополнять грузовики мотором ММЗ Д–245.9 Е2. А уже в 2008 году начали применять ММЗ Д–245.9 Е3.
Особенности электрооборудования
На грузовиках ЗИЛ «Бычок» предусмотрена классическая схема электрооборудования, которая осуществляет полноценное функционирование всех основных узлов и двигателя. Она не требует особой эксплуатации, имеет длительный срок службы.
Схема электропроводки ЗИЛ «Бычок» обладает основными особенностями:
- Изначально применялась однопроводная электросхема ЗИЛ 5301. В качестве второго провода используется металлический кузов;
- Работа электрооборудования осуществляется с напряжением в 12 В;
- Для работы стартерных агрегатов требуется напряжение в 24 В. Для этого потребуется установка второго аккумулятора;
- Для защиты основных цепей используются плавкие предохранители;
- Вся электросхема автомобиля ЗИЛ «Бычок» имеют основу от электропроводки модели грузовиков 4331.
Cхема электропроводки ЗИЛ 5301
- передние указатели поворота левый 4619.3726 и правый 4609.3726;
- фары головного света 6002/6012.3711 или 68/681.3711;
- электропривод корректора фар ЭПКО22;
- противотуманные фары ФГ 152-АБ;
- электрический звуковой сигнал 20.3721-01 или С3-3В;
- боковые передние маркерные фонари 43.3731;
- фонари бокового указателя поворота 5702.3726;
- выключатель противоугонного устройства 2802.3829 или 3402.3829;
- датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111;
- датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100-В или 2442.38.28 или ТМ100В-01 или ТМ100В-К;
- электромагнит отключения подачи топлива;
- свеча электрофакельного устройства ЭФП-8101500;
- генератор 2022.3771;
- боковые передние маркерные фонари 43.3731;
- фонари бокового указателя поворота 5702.3726;
- датчик указателя давления масла 18.3829 или ММ355;
- датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра 13.3839;
- датчик сигнализатора аварийного давления масла 2602.3829 или В10.3829 или 3202.3829 или ДЕ-М;
- датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости ДКУ1.М;
- электродвигатель 11.5208 стеклоомывателя;
- подкапотные лампы ПД308-А;
- нагреватели зеркал;
- электронный блок регулятора частоты вращения вентилятора РОВ2.МС;
- электродвигатель отопителя кабины МЭ272-Б;
- передние контурные фонари 36.3731;
- трансформаторно-выпрямительный блок 1212.3759 или 3797.001;
- электродвигатель стеклоочистителя 35.5205;
- пусковой контактор стартера 59.3747;
- выключатели сигналов торможения передних и задних тормозов 2802.3829 или 3402.3829;
- датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;
- датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;
- регулятор напряжения 42.3702 или 206-3702 или 207.3702;
- стартер 20.3708 или СТ142Н;
- подкапотные лампы ПД308-А;
- соединительные клеммы;
- выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов передней оси;
- соединительные клеммы.
Автомобиль ЗИЛ 5301 или «Бычок» оснащается генератором переменного тока 1652.3701 . Также в него устанавливается 2 аккумулятора 6СТ–110ТР.
Несмотря на постоянные изменения концепции, оснащение автомобиля ЗИЛ 5301 новыми узлами, силовыми агрегатами электрическая схема осталась прежней. В новых моделях также применяется классическое электрооборудование, которое работает с напряжением 12 В, а стартер от 24 В. Это намного облегчает процесс эксплуатации и ремонт грузовых автомобилей.
Технические параметры
Для производства грузовых автомобилей марки ЗИЛ 5301 использовали разные модели двигателей, но особой популярностью среди водителей пользуются агрегаты 1999 года, а именно ММЗ Д–245.12С с классом Евро–2.
Позже в 2001 году грузовые средства стали оснащаться улучшенными моторами модели ММЗ Д-245.9. Движки имеют более современную модификацию. В них предусмотрен регулятор показателей воздушного давления, турбонадув, интеркулер. Максимальная мощность движка составляла 136 лошадиных сил. С 2008-го года используется движок Д245.9.
В таблице ниже можно рассмотреть главные технические показатели двух моделей.
Критерии | ММЗ Д–245.12С | ММЗ Д–245.9 |
Количество цилиндров в устройстве | 4 | 4 |
Размер диаметра отверстия в цилиндрах | 1,10 см | 1,10 см |
Ход поршня | 1,25 см | 1,25 см |
Показатель объема | 4,75 л | 4,75 л |
С какой степенью происходит сжатие | 15,1 | 15,1 |
Уровень мощности в лошадиных силах | 108,8 | 136 |
Показатель мощности в кВт | 80 | 100 |
Используемое топливо | Бензин | Дизель |
Максимальные показатели скорости, которые указываются в документах | 95 км/ч | 95 км/ч |
Обновленный двигатель Д245.9 считается более мощным и экономичным. Дизельное топливо расходуется равномерно, водители подтверждают, что на 100 км хватает 12 литров дизеля. А вот для бензиновых моторов требует больше топлива – на 100 км расход может доходить до 15-17 литров. Модели двигателей ЗИЛ
Особенности ходовой части и трансмиссии
Для изготовления грузовика марки ЗИЛ 5301 производитель использовал грузовое транспортное средство от известной немецкой компании Mercedes. Производитель установил в ТС раму с лестничной конструкцией, она была дополнена лонжерами со швеллерным сечением. Готовая конструкция вышла прочной, с высокой устойчивостью. При лобовом столкновении не складывалась и сминалась. На передней области авто предусмотрено устройство для буксирования.
Особое внимание стоит уделить особенностям ходовой части:
- Передняя подвеска установлена на 2 рессорах с полуэллиптической конструкцией. Которые имеют скользящие задние концы и 2 амортизатора;
- Задняя подвеска зафиксирована на 2 основных и 2 дополнительных рессорах с полуэллиптической конструкцией;
- Варианты в базовом исполнении имеют в комплекте диски штампованного типа 6.5Jx16H2. Они изготовлены из металлического сплава с высокой прочностью, поэтому могут выдержать повышенные нагрузки без деформаций.
Согласно электросхеме автомобиля «Бычок» установлена механическая коробка передач с 3–ходовым и 5–ступенчатым устройством. Карданная передача имеет открытый тип, в ней имеется опорный элемент промежуточного типа, скользящее соединение шлицевого типа.
Производитель установил трансмиссию с гипоидной главной передачей, у нее имеется передаточное число в 3,273, предусмотрен дифференциал с шестеренчатым устройством. Ведущий мост имеет одноступенчатую конструкцию. Сцепление производится при помощи однодисковой фрикционной системы, в которой пружинные компоненты расположены в периферийном соотношении.
Устройство тормозной системы
Все модификации ЗИЛ 5301 «Бычок» оборудуются похожими тормозными системами, которые можно рассмотреть по электрической схеме. В них используется пневмоусилитель и двухконтурный гидропривод. Первый контур осуществляет торможение правых передних и задних левых колес. Второй контур применяется для торможения остальных колес.
Если возникают проблемы с контурами, выходят из строя, то применяется экстренное торможение при помощи гидравлической системы. В передней части задействуются дисковые тормозные компоненты, а сзади – элементы барабанного типа. Конструкция заднего моста дополнена механизмами с тормозным устройством, где предусмотрен автоматический регулятор для усиления торможения.
Все эти компоненты в схеме обеспечивают высокую безопасность при управлении грузовым средством, при возникновении опасных ситуаций срабатывают дополнительные компоненты. Чтобы грузовик не тронулся с места при стоянке, используется стояночный тормоз. У него имеется привод, который выводится на колодки колес в задней оси. Последние модели оборудуются ABS.
Грузовые автомобили ЗИЛ 5301 «Бычок» считаются универсальными средствами. Их применяют для грузоперевозок разных изделий, подходят даже для транспортировки пищевой продукции. По этой причине они востребованные среди многих торговых компаний, которые занимаются доставкой. Но, несмотря на популярность и удобство эксплуатации у данной техники имеются отрицательные особенности – шумная работа двигателя, низкое качество резины на шинах, которая рвется даже при небольших нагрузках, проблемный запуск мотора при морозах. Однако преимуществ у ТС намного больше, «Бычок» не имеет аналогов на отечественном рынке, поэтому относится к востребованной технике для грузоперевозок с массой до 3 тонн.