Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
25 лет назад начался серийный выпуск автомобиля ГАЗ-3308 «Садко». Сегодня мы расскажем об истории его появления и технических характеристиках.
В середине восьмидесятых годов стало очевидно, что ГАЗ-66 сильно устарел. Это был уникальный автомобиль для своего времени, обладающий потрясающей проходимостью, и при этом неприхотливый в обслуживании. Однако его недостатки мешали эксплуатации. Кабина из-за компоновки была неудобной, а высоким водителям было в ней тесно. Двигателю не хватало мощности, однако топливо он потреблял в огромных количествах. Да и сам автомобиль, стоящий на конвейере с 1964 года, к тому времени уже устарел. Было решено начать разработку замены ГАЗ-66.
Однако в начале 90-х годов ГАЗ испытывал серьёзные финансовые трудности, так что разработку и производство новой машины пришлось максимально удешевлять. За основу взяли шасси от ГАЗ-66, удлинили его и установили кабину от ГАЗ-3309. Первый опытный образец был выпущен в 1995 году и получил индекс ГАЗ-3309П. После прохождения испытаний грузовик отправился в серию в 1997 году, получив окончательный индекс ГАЗ-3308.
Машина получилась весьма интересной. Внешний вид её напоминал модифицированный под бездорожье ГАЗон, выдавали её разве что мощный передний мост, более широкие крылья и выведенный наружу воздушный фильтр. Полная унификация с ГАЗ-3309 и ГАЗ-66 обеспечили высокую ремонтопригодность и дешевизну обслуживания.
По сравнению с предшественником, «Садко» был более комфортным. Капотная компоновка позволила увеличить пространство для водителя и пассажиров. Приборная панель стала более информативной, и её перестал перекрывать руль. Появились регулировки сидений, усилитель руля и ремни безопасности. От ГАЗ-66 «Садко» унаследовал и высокую посадку, которая создаёт трудности для некоторых водителей и пассажиров.
Обзавёлся ГАЗ-3308 и новым двигателем. Дизельный Д-245,7 производства ММЗ с объёмом 4,75 литра позволял грузовику комфортно разгоняться и передвигаться. А турбина давала доступ ко всей мощности почти сразу. Расход топлива составляет около 17 литров по шоссе и примерно 25-30 литров на бездорожье. Конечно, 122 лошадиные силы не позволяют покорять высокие скорости, однако тракторное происхождение двигателя обеспечивает его тяговитость, что очень важно на бездорожье.
С 2013 года на ГАЗ-3308 устанавливался также ЯМЗ-53442, который позволял более комфортно чувствовать себя на дорогах общего пользования.
Ещё одним популярным силовым агрегатом был бензиновый ЗМЗ-5231. Он сильно уступал по своим характеристикам дизельным двигателям, однако был намного проще в обслуживании и ремонте, что важно при эксплуатации автомобиля в глуши.
На «Садко» устанавливались несколько видов трансмиссий: простая МКПП и полностью синхронизированная МКПП. Коробки передач работают в паре с однодисковым сцеплением сухого типа. Имеется также и двухступенчатая раздаточная коробка, которая позволяет грузовику без проблем преодолевать серьёзное бездорожье. От ГАЗ-66 был позаимствован межколёсный дифференциал. Дорожный просвет у ГАЗ-3308 315 мм для гражданских версий и 335 мм для военных модификаций.
Как говорилось ранее, в ходе разработки за основу была взята подвеска от ГАЗ-66 после модернизации, её грузоподъёмность увеличилась до 2,5 тонн.
Тормозная система также была существенно переработана. Двухконтурные тормоза ГАЗ-3308 получили систему АБС, гидроприводы, ресиверы и усилители на каждом из контуров. Стояночный тормоз работает за счёт механического привода.
Рулевое управление оборудовано традиционным для современных грузовых машин гидроусилителем руля. Теперь машину можно без проблем разворачивать даже на месте.
Конечно, такой грузовик обзавёлся множеством модификаций. Стандартная модификация отличается односкатными шинами и грузоподъёмностью в 2 тонны. Военная модификация имеет шины радиуса 20 дюймов с системой автоматической подкачки и регулировки давления. Грузоподъёмность увеличена до 2,3 тонны. Имеется штатный выход на лебёдку и прицепное устройство. Гражданская модификация. Чаще всего это самосвалы. Имеют двухскатные шины на задней оси, что позволило увеличить грузоподъёмность до 4 тонн. Модификация «Егерь» имеет второй ряд в кабине. Часто используется ремонтными бригадами.
ГАЗ-33081 «Тайга» является самой популярной машиной для северных условий. В кабине имеется штатное спальное место. На шасси данного автомобили монтируется специальное оборудование различного типа, которое может понадобиться геологам, лесозаготовителям и строителям.
ГАЗ-3308 «Садко» производился до 2020 года. Машина зарекомендовала себя очень надёжной и чрезвычайно проходимой. Простота в обслуживании и ремонте, которые дополняются низкой стоимостью запчастей, позволяют эксплуатировать автомобиль без лишних хлопот. Неприхотливость и возможность работать практически в любых условиях делают этот автомобиль идеальным для работы в глуши, на крайнем севере и в самых труднодоступных районах.