Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
В процессе работы ДВС размер его деталей увеличивается. Чтобы избежать поломок и преждевременного износа, инженеры создают тепловые зазоры. Подробнее о них мы рассказывали в одной из предыдущих статей. Необходимость регулировать тепловые зазоры вручную и их непостоянность из-за изменения температуры двигателя на разных этапах работы требовали найти решение, позволяющее регулировать этот параметр в реальном времени. Для этого были разработаны гидрокомпенсаторы.
Виды гидрокомпенсаторов
Гидрокомпенсатор – устройство, автоматически регулирующее тепловой зазор между клапаном и распределительным валом. Их можно устанавливать на все виды ГРМ. В зависимости от конструкции двигателя, применяется один из четырёх видов гидрокомпенсаторов:
- гидротолкатели;
- гидроопоры;
- гидроопоры, предназначенные для установки в рычаги или коромысла;
- роликовые гидротолкатели.
Принцип работы
Устройство и принцип работы всех этих видов схожи.
Конструкция гидрокомпенсатора состоит из корпуса с отверстием для подачи масла и пальца с пружиной и клапаном в виде шарика.
При работе масло подается через отверстие в корпусе. Палец, под действием возвратной пружины, набирает масло в полость корпуса по принципу медицинского шприца.
Заполнив маслом емкость гидрокомпенсатора, обратный клапан запирается. Палец жестко упирается в распределительный вал или клапан. Так как жидкость не сжимаема, вращаясь, кулачок распредвала давит на гидрокомпенсатор, а тот в свою очередь на головку клапана, приводя к его открытию.
При этом часть масла может выйти из-под клапана. Пружина поднимает палец, он вновь добирает недостающую жидкость, чтобы плотно упираться в кулак. Таким образом, автоматически происходит уменьшение теплового зазора.
Несмотря на достаточно простое устройство, гидрокомпенсаторы работают надёжно только при использовании качественного масла. Важно, чтобы с изменением температуры его вязкость менялась не значительно. Крайне не рекомендуется в двигателях с гидрокомпенсаторами применять минеральные масла, склонные к повышенной вязкости и смолистым отложениям.
Чаще всего гидрокомпенсаторы выходят из строя из-за засорения. Это сразу станет заметно из-за появления характерного стука. Чтобы этого избежать, следует регулярно обслуживать двигатель, используя качественные масла.
Есть у гидрокомпенсаторов недостаток, напрямую вытекающий из принципа их работы. В первые секунды после запуска двигателя работа может быть некорректной из-за отсутствия давления масла и недостаточной смазки.
Это полностью компенсируется преимуществами использования этой детали:
- Отсутствие необходимости ручной регулировки зазоров;
- Более мягкая работа двигателя;
- Уменьшение ударных нагрузок;
- Снижение шумности;.
- Более точное соблюдение фаз.
Всё это уменьшает износ двигателя, сохраняет его ресурс, мощность и экономит топливо.