Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Автомобили Камаз — рабочая сила российского автопрома. Долговечные, надежные, эти тягачи служат долго, работают иногда практически на износ, поэтому требуют должного обслуживания, поддержания надлежащего технического состояния. Миф о постоянно ломающихся тягачах из Татарстана, конечно, остается мифом, абсолютно любой грузовик будет выходить из строя ввиду ненадлежащего использования. Плюсы отечественного автопрома обусловлены наличием необходимых запчастей, простотой обслуживания, дешевизной эксплуатации, наличию необходимых деталей.
Важным механизмом внутреннего строения Камаза является гидроусилитель руля. Отечественный автопром стал баловать российских водителей данным техническим устройством сравнительно недавно, хотя аналогичные тягачи европейского, американского, японского, даже китайского происхождения давно знали, что такое ГУР. Данная технология вначале вошла в жизнь грузовых автомобилей, просочившись позже в механизм легковых авто.
Усилители помогают снизить водителю нагрузку, для грузовых автомобилей данный факт наиболее важен. Гидравлическая составляющая не самая дешевая часть автомобиля, однако именно она, помимо основных задач, позволяет решить массу сопутствующих.
- Передаточное отношение рулевого механизма уменьшается, снижая количество оборотов руля, увеличивая данным образом маневренность. Функция наиболее важна при погрузочно-разгрузочных работах, неповоротливые грузовики гораздо лучше «подстраиваются», если усилитель работает исправно.
- Удержание руля, стабилизация работы рулевой рейки, как следствие предотвращение возможных аварийных моментов.
Гидравлический усилитель руля облегчает управление направлением движения, сохраняя обратную связь, устойчивость, удерживание стабильности траектории. Даже отказав, рулевое управление продолжит функционировать, однако руль станет гораздо тяжелее. Впервые ГУР применили в 1950 году. Данный важный технический узел позволяет уменьшить усилие поворота рулевого колеса, смягчает тряску, если дорога плохая, стабилизирует движение грузовика на ухабистой местности, стабилизирует движение при разрыве шин ведущих колес. Словом, практическая польза распространяется на удобство и безопасность движения. Именно поэтому установка ГУРа является обязательным условием современного машиностроения.
Устройство
Каждый автомобиль имеет свое индивидуальное устройство ГУРа. Крайне редко деталь одной марки можно переставить на другую, поэтому автовладельцам, чинящим авто самостоятельно, приходится перестраиваться, меняя марку. Любой автотранспорт имеет практическое руководство эксплуатации транспортного средства, содержащее фото материалы, практические рекомендации, технические характеристики, перечисление всевозможных единиц, норм. ГУР также запечатлен на фото с подробной разборкой, эксплуатационными рекомендациями, наличествует схема разборки. Он является гидравлической системой замкнутого типа, включает следующие детали: насос, регулятор давления, бачок специальной жидкости, управляющий золотник, силовой цилиндр.
Во время работы создается рабочий перепад давления системы следующим образом: насос, заведенный двигателем Камаза или отдельным электромотором, толкает регулятор давления (перепускной клапан, удаляющий избыток жидкости, нагоняемой насосом, мимо золотника). Далее давление передается бачку, заполненному жидкостью до определенного уровня, жидкость стабилизирует работу системы.
Силовой гидроцилиндр имеет двойное действие — создает двойственно направленное усилие на рулевую рейку. Золотник «сидит» на рулевой колонке, активно реагирует на вращательный момент вала колонки. Именно данным образом соединяются важные узлы центровых деталей ГУРа.
Эксплуатация
Любая нагруженная система тягача обязательно обслуживается техническими службами, либо самим автовладельцем. Рамки эксплуатации Камаза достаточно широки. Самые простые условия — простая перевозка грузов заданного эксплуатационными нормами тоннажа. Дальнобой — более сложная задача, преодолевая большие расстояния без должного технического обслуживания, грузовики нередко выходят из строя, не достигая установленного пункта назначения. Далее идут полевые работы, технически очень сложные: посевные/уборочные длятся сутками, механизмы иногда просто функционируют наизнос, качество дорог оставляет желать лучшего. Карьерные работы связаны с перепадами давления, подъемами, спусками, неровностями грунта. Для данного вида работ сконструировали прекрасный самосвал Камаз 65115. Подобные условия заставляют гидравлику работать интенсивнее положенного, быстрее выводя из строя жизненной важный «орган» автомобиля. Одним пунктом можно объединить негабаритные грузы плюс завышенный тоннаж. Нагрузки больше положенного всегда негативно сказываются на работе всех систем средств передвижения, однако гидравлика наиболее чувствительна к такого рода испытаниям, ведь от перегрузок страдают, деформируются ведущие детали, взрываются ведущие колеса.
Комплексная проверка ГУРа должна проводится минимально дважды в год. Легковые автомобили проверяют гораздо реже, наоборот один раз в два года. Периодичность определяет именно степень прилагаемой нагрузки. Некоторые дефекты водитель может выявить самостоятельно, некоторые определяются специалистами сугубо диагностическим путем.
Самая частая причина отказа — отсутствие жидкости в бачке. Уровень всегда можно проверить самостоятельно. Визуально бочок всегда находится на видном месте, любая модификация Камаза позволяет автовладельцу проверять наличие масла. Иногда данный компонент слишком быстро «уходит». Долив жидкостей — превентивная мера, необходимо обнаружить, искоренить проблему, проверив шланги, вводы, муфты. Любой, даже самый незначительный свищ, на скорости способен разогревать жидкость, постепенно испаряя ее. Важным моментом эксплуатации грузового авто является поворотный момент колес, который выдерживают менее пяти секунд, иначе масло перегревается, иногда закипает, ломая гидравлический механизм.
Рабочие моменты
Правила эксплуатации являются неотъемлемой частью рабочего процесса. Однако каким образом устроен механизм? Сложные узловые механизмы постоянно обслуживаемого Камаза обычно работают долго, бесперебойно. Именно бесперебойность работы важна коммерческим организациям, поэтому данный вид тягача остается самым популярным. Среди легковых современных автомобилей редко количественно лидирует отечественный автопром, мир грузовиков устроен немного иначе. Правильно эксплуатируемый российский грузовик сложно кардинально сломать, особенно когда он проходит необходимые диагностики, получает необходимое техническое обслуживание. Гидравлика является важным компонентом рабочего процесса, однако, что происходит внутри самой системы?
- Масло проходит от насоса через клапан управления, возвращаясь обратно в бочок гидросистемы. Данным циклом коротко можно обозначить основное движение жидкости.
- Движение жидкости обусловлено поворотным моментом винта. Откуда берется винт? Винт является неотъемлемой частью рулевой рейки, поэтому поворачивая рулевое колесо винт вращается, запуская попутно остальные детали.
- Сила сопротивления поворота колес начинает двигать винт по осевой, удерживая колеса, поршень-рейку статично. Кстати, на данном этапе потеря статики является неотъемлемым признаком возникновения дефекта работы. Винт сдвигается в определенную сторону, удерживая колеса.
- Сила первоначального сжатия центровых пружин перемещает винт, цепляющий следом крепко связанный с ним золотник.
- Рабочая жидкость заполняет полость цилиндра, поворачивая рейку, создавая дополнительное механическое усилие. Иными словами, поэтапное соединение деталей создает усилие вместо водителя. Большее сопротивление колес порождает большее давление, соответственно, улучшая чувство дороги. После завершения маневра связующие звенья встают на исходные позиции.
- Важная особенность ГУРа Камаза заключается в стабилизации колес. Например, при езде прямо колесо налетело на кочку, самопроизвольно начав поворачиваться, вал сошки будет перемещать рулевую рейку, которая потянет за собой золотник. Винт не имеет возможности вращаться, ведь водитель держит руль прямо, поэтому переместится вслед за золотником. Цилиндр будет соединен с линией нагнетания насоса, давление станет постепенно расти, смягчая удар.
Работа гидравлической системы являет собой совокупность действий различных деталей, неразрывно связанных. Одна запчасть запускает работу другой, автономного режима работы нет, поэтому очень важно сохранять надлежащее состояние всех узлов, обеспечивать хорошую смазку, пополнять постоянно бочок.
Индустриальное масло, которое составляет основу жидкости, заполняющей бочок ГУРа, имеет малую либо среднюю вязкость, прекрасно подходит для смазки постоянно трущихся элементов. Помимо масляной основы определенную пропорцию жидкости бочка составляют специфические противоскачковые присадки. Они помогают создавать точное позиционирование узлов, позволяют генерировать плавность хода транспортного средства. Постоянная циркуляция жидкости снижает нагрузку насоса, рабочее давление составляет примерно восемь тысяч килопаскалей. Выключенный (сломанный) ГУР позволит рулевой рейке выполнять поворотную функцию, однако основное давление ляжет на поворотный механизм, что плохо сказывается на рулевой системе. Движение без гидроуселителя возможно, однако время движения должно быть максимально ограничено, исключительно до места устранения, повреждений.
Техническое обслуживание проводят предпочтительно осенью либо весной. Температурная зона данного периода времени наиболее комфортна, выбирается только комфортный автовладельцу период времени, ведь многие тягачи работают на уборочной; весной, осенью начинается много строительных проектов, активно перевозятся фрукты, овощи, словом, работы Камазу становится только больше. Техническое обслуживание занимает примерно два-три дня, включая промывку всех систем, хорошую просушку, смазку запчастей. Перед первым запуском авто после технического обслуживания гидравлической системы следует соблюсти несколько несложных пуско-наладочных действий.
- Промыть фильтры, иногда засоряющиеся смолами, можно промывать даже растворителем, если засор сильный. Главное — итоговая чистота системы. Масло доливать нельзя, оно подлежит полной замене.
- Обязательно необходимо стравливать воздух. Воздушные пробки ломают насос, который является достаточно недешевой деталью. Помимо насоса воздух иногда повреждает запчасти рулевой, поэтому стоит отследить момент попадания воздушной пробки, чтобы вовремя устранить дефект. Наличие воздуха покажут вспененное в бачке масло, подтеки, шумная работа насоса, засаленность узла.
- После замены рулевого механизма, система гидравлики обязательно герметизируется. Поднимаем передние колеса. Высота произвольная, главное — небольшой отрыв. Понадобится мощный грузовой домкрат. Заливается бочок, рулевое колесо прокручивается туда-обратно примерно двадцать раз, после чего доливаем жидкость, прокручиваем еще двадцать раз. Запускаем мотор на несколько секунд, после чего глушим, доливаем, проделываем процедуру два раза. Запускаем двигатель, немного крутим рулем. Если масла достаточно, можно опускать колеса, процедура герметизации прошла успешно.
- После завершения процесса герметизации можно переходить к ходовым испытаниям. Ходовые тестирования проводят на сложных участках дороги очень медленно, ведь система может дать сбой. Обязательны частые повороты руля, возможно прохождение змейки, препятствий, кочек. Когда почувствуете податливость, стабилизацию движения, значит система функционирует налажено.
Разборку/сборку гидравлической усилительной системы лучше проводить в чистом теплом ангаре, боксе, оборудованном специальными домкратами, полками, чтобы можно было разложить детали, выбрать годные, заменить неисправные. Чистота процесса сборки-разборки важна ввиду невозможности работы смазочных материалов вместе с пылью, грязью, прочими недопустимыми примесями. Конечно, помимо основных деталей ГУР содержит втулки, резиночки, пластиковые, резьбовые элементы, смазанные специальными смазочными материалами, солидолом. Когда смазка попадает на запчасть вместе с пылью, создается ненужное трение.
Рекомендации
Проверить работу усилителя очень легко. Руль при выключенном моторе повернуть должно быть гораздо сложнее, чем при включенном. Важным моментом технического обслуживания является также регулировка напряжения ремня привода. Аналогично остальным ремням, иногда приводной дает послабление, может растрепаться, что приведет к неизбежному разрыву. Наиболее разумно доверять ремонт гидравлической системы профессионалам. Конечно, Камаз далеко не современный авиалайнер, в котором гидравлика играет очень важную роль, без работающей гидравлической системы можно продолжать движение, однако крайне недолго.