Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Камаз 4310 — автомобиль повышенной проходимости, выпускаемый Камским автомобильным заводом. Является основной моделью линейки заводского серийного ряда, первая партия была выпущена в 1981 году для советской армии. Компоновка грузовика переднемоторная переднеприводная, колесная стабилизация 6*6, пятиступенчатая механическая коробка передач.
Модель 4310 была создана преимущественно для военных нужд, поэтому при стандартной весьма урезанной комплектации, простоте исполнения, маневренность грузовика, плавность хода играют немаловажную роль. Обеспечить данными качествами грузную неповоротливую машину способен гидроусилитель руля.
Водители легковых автомобилей редко по достоинству могут оценить прелести ГУРа, ведь последние авто без данной функции сегодня практически отсутствуют на современных дорогах. Однако работа грузовиков — совсем другое дело. Грузовыми авто управлять гораздо сложнее, соответственно, чтобы обеспечить должную маневренность не обойтись без дополнительной гидравлики. Гидравлика является неотъемлемой частью рулевого механизма, облегчающая управление транспортом.
Принято считать главной особенностью гидравлики облегчение поворота рулевого колеса, однако механизм имеет ряд особенностей, позволяющий значительно расширить его функционал.
- Обеспечивает значительную устойчивость траектории движения. Конечно, полная стабилизация достигается другими механизмами, однако именно ГУР помогает рулевой рейке поддерживать заданную траекторию. Данная функция важна, если были повреждены ведущие колеса. Камазу 4310 наиболее важно получить дополнительный орган стабилизации, ведь иногда машине приходится работать в труднодоступных условиях, либо автомобиль может наехать на сложное препятствие, преодолевать барьеры. Данный вид трасс входит в цикл заводских испытаний модели 4310.
- Колеса обязательно должны синхронизировано работать вместе с рулем. Синхронизация, повороты без задержек, позволяют лучше «чувствовать» машину, контролировать процесс движения.
- Наконец, важной функцией остается уменьшение усилий, прилагаемых водителем во время езды. Хорошо, когда дорога прямая, асфальтированная, однако тягачам приходится часто сталкиваться с бездорожьем, на котором управлять техникой становится гораздо сложнее.
ГУР модели 4310 имеет самое простое строение. Военные автомобили всегда отличаются предельной простотой исполнения, чтобы их легко было эксплуатировать, чинить. Механизм состоит из следующих компонентов.
- Распределитель жидкости внутри системы. Данная детали «гоняет» гидравлическую жидкость под давлением, обеспечивая работу всего узла. Именно создание давления играет важную роль, именно благодаря давлению ГУР работает.
- Давление жидкости переходит на гидроцилиндр, который регулирует силу давления между штоком и поршнем.
- Гидравлическая жидкость — самый важный компонент узла. Играет роль смазочного материала, создает давление внутри всего механизма. Наличие жидкости, соответствие необходимому уровню всегда нужно проверять, при необходимости доливать не хватающее количество.
- Насос поддерживает давление, обеспечивает грамотную циркуляцию жидкости внутри гидравлики. Насос является важным компонентом, одним из самых дорогих составных частей системы.
- Электронный блок — «мозги» гидроусилителя. Считывает показатели, данные всех составных систем, регламентируя работу узла.
- Соединительные провода, трубки.
Современные автомобили устроены достаточно сложно, напичканы различного рода электроникой. Сравнительно другим грузовым моделям, модификация 4310 является примером техники, выполненной на «старый лад». Более того, за последние годы многие модели Камаза претерпели инновационные изменения, оснащение дополнительным оборудованием, модернизацией текущих систем, однако армейский грузовик остался практически неизменным. Благодаря отсутствию новомодной электроники, системы Камаза можно считать практически неубиваемыми. Конечно, ничего вечного не существует, однако если правильно эксплуатировать автомобиль, гидроусилитель прослужит без ремонта очень долгое время. Для поддержания надлежащего уровня работы системы существует несколько простых правил.
- Стоит регулярно проверять уровень масла. Грузовым автомобилям рекомендуется проверять уровень еженедельно. Такая частота связана с сильными техническими нагрузками, которым подвергается грузовик. Дополнительными нагрузками является собственный вес авто, которые необходимо переносить на спуски, подъемы; возможно ухудшенный рельеф местности; перевоз груза; увеличенный тоннаж больше допустимой массы.
- Дважды в год рекомендуется производить замену масла, масляных фильтров. Если после очередной проверки раньше намеченного срока масло поменяло цвет, необходимо немедленно произвести замену.
- Утечки гидравлической жидкости недопустимы. При наличии утечки необходимо незамедлительно произвести ремонтные работы, заменив бочок, либо «сопящие» трубки, шланги.
- Необходимо периодически проверять, регулировать ремень привода. Подтянуть ремень можно самостоятельно. Главное - следить, чтобы ремень был целым, без трещин, надрывов.
Некоторые проблемы можно продиагностировать самостоятельно, например, отследить целостность трубок, хомутов, прочих гибких деталей. Если возникают более серьезные конструктивные проблемы, следует проводить централизованную диагностику в специализированных Камаз-центрах.
Помимо диагностических работ, проведенных вовремя, важную роль играет грамотная эксплуатация транспортного средства. Если соблюдать простые правила эксплуатации автомобиля, гидравлическая система прослужит долго.
Неисправности
Пока вечных деталей не существует, поломки систем будут неизбежны. Особенно систем, находящихся под непосредственным влиянием человека. Продолжительность жизни некоторых деталей напрямую зависит от бережного отношения автомобилиста. Нужно уметь «чувствовать» автомобиль, замечать неисправности работы системы. Какие существуют опознавательные признаки?
- Неустойчивое движение относительно дороги. Данный случай будет требовать постоянной дополнительной регулировки руля. Стабильная работа ГУРа позволяет свободно лавировать между препятствиями, меньше контролировать руль на прямой дороге. Однако при возникновении неисправности, рулевое колесо придется постоянно подкручивать, чтобы стабилизировать синхронизацию колес, выравнивать автомобиль относительно дороги. Данный дефект имеет свои причины. Возможно повышен свободный ход рулевого колеса. Если повышение присутствует, его необходимо сократить. Стоит просмотреть детали винтовой пары. Иногда они могут быть просто изношены, тогда просто замените их. Реактивные плунжеры в корпусе клапана или золотника иногда заедает. Тогда просто промывают детали, устраняя причину заедания. Возможно отсутствует необходимое количество смазки или полости деталей засорены. Промывка избавит от обеих проблем.
- Еще одна неисправность — засорение либо повреждение фильтра насоса. Насос перестает равномерно качать гидравлическую жидкость, создавая неравномерную амплитуду работы ГУРа. Определить засор можно просто: масло становится мутным, появляется пена внутри бачка. Необходимо тщательно промыть, затем прокачать систему, дополнительно заменив фильтр. Замену фильтра следует производить незамедлительно после определения возникновения проблемы, потому что неисправная система фильтрации способна привести к поломке насоса, а насос стоит недешево. Вторая возможная причина засора насоса — погнутый коллектор, либо разрыв прокладки коллектора. Обе детали придется заменить.
- Недостаточная работа ГУРа. Данный фактор означает, что водителю приходится прикладывать гораздо больше усилий, чем он прилагал бы при совершенно исправном механизме. Неполнота работы ГУРа имеет несколько причин. Во-первых, зубчатое сцепление может быть чрезмерно натянуто. Несильно натянутые ремни могут порваться ввиду сильной амплитуды, однако чрезмерное натяжение также грозит трещинами резиновой поверхности ремня. Нужно просто отрегулировать натяжной механизм, ослабив усилие. Опять же причиной недостаточной работы может стать засорение фильтра насоса, либо изношенные детали механизма прокачки. Чтобы устранить проблему, разбираем механизм, заменяем детали. Разгерметизированный обратный клапан также способен послужить причиной несистемной работы узла. Наконец, важной причиной всех поломок служит наличие воздуха внутри системы.
Проблем с ГУРом Камаза 4310 возникает немного. Ввиду простой конструкции механизма, большинство проблем устраняется водителем самостоятельно после разборки конструктивных узлов. Найти запчасти — задача несложная, на отечественные грузовики автомобильный рынок всегда поставляет множество расходников.
Как производится прокачка
Прокачать гидроусилитель вполне можно самостоятельно. Для этого не нужно вести машину в специализированный сервисный центр, вполне достаточно выполнить несколько несложных действий.
- Передние колеса немного приподнимаются домкратом. Слишком сильно задирать нос Камаза не нужно, главное - оторвать колеса от земли. Для распорки понадобятся сразу два домкрата. Проверять ГУР удобнее имея напарника, потому что пока один будет разбирать блок внизу под машиной, второй будет выполнять манипуляции с рулевым колесом.
- Откручиваем рулевой клапан припускного механизма. Хорошую помощь сослужит специальный ключ, чтобы головки болтов оставались целыми.
- Руль поворачиваем вправо до упора. Внизу под машиной наблюдаем центрующие пружины, которые должны сжаться.
- Пока пружины сжались, открылась горловина масляного бочка. Доливаем масло до уровня (всклинь заливать жидкости — большая ошибка, ведь под давлением, влиянием высоких температур жидкости имеют свойство расширяться, закипать, соответственно, вытекать из бочка).
- Заводим двигатель, оставляем работать на низких оборотах. Потихоньку доливаем масло, пока в трубках не пропадут пузырики.
- Закручиваем припускной клапан.
- Снова поворачиваем руль вправо до упора, чтобы сжались пружины, потом влево, чтобы открылся припускной клапан. Открываем крышку клапана, выпускаем пузырики, закручиваем обратно.
- Продолжаем поворачивать руль влево, вправо, откручивать, закручивать крышку клапана, пока масло пойдет полностью без пузыриков.
Модель 4310 — конструктивно самое стойкое, надежное решение среди других автомобилей марки Камаз. Благодаря простым системам, качественному исполнению, данные машины используются двумя самыми экстремальными структурами: силовиками и гонщиками. Специально для данных групп было создано две модификации 4310:
- Тайфун 1 — специализированный бронированный автомобиль, собранный на базе шасси 4310, служит для доставки групп подразделений силовых ведомств на специальные задания, антитеррористические операции.
- Спортивная модификация создана участвовать в ралли-рейдах команды «Камаз-Мастер». Именно данная модель была взята за основу при постройке первого гоночного грузовика. Спортивная модификация имеет форсированный двигатель с 210 лошадиных сил до 290 благодаря установленным дополнительным турбокомпрессорам, увеличенной подачи топлива.
Трансмиссия полноприводного грузовика позволяет использовать мощность двигателя, развивая неплохую скорость, быстро маневрируя на дороге. Однако именно благодаря наличию, исправной работе ГУРа возможно удерживать грузовик стабилизированным даже в сложных, аварийных дорожных ситуациях. Средняя максимальная скорость нерасточенного двигателя мощностью 210 лошадиных сил составляет около восьмидесяти пяти км/ч, средняя грузоподъемность всего шесть тонн, что невероятно мало по сравнению с грузоподъемностью полуприцепов до двадцати пяти тонн.