Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Гипоидный мост ЗИЛ-130 также часто называют задним ведущим мостом. Он выполняет набор следующих функций:
- передача крутящего момента в направлении от передачи карданного типа к задним колесам автотранспорта;
- процесс затормаживания;
- роль несущего конструктивного элемента, который отвечает за передачу нагрузки от автомобильного кузова к задним колесам и ступицам через рессорную подвеску.
Основные особенности
Гипоидный мост ЗИЛ-130 обладает существенным отличием от моста с одноступенчатым редуктором. В него включена гипоидная передача из нескольких шестерен, которые состоят в конструктивном плане из 2-ух зубчатых колес конической формы. Они имеют по 6 и 33 зубов. Поэтому передаточное отношение равно значению 6,33.
Сборка редуктора происходит внутри специального картера. В случае необходимости он извлекается из устройства без разборки. Таким образом упрощается ремонт, регулировка и замена. Если речь идет о регулировке редуктора в гипоидном мосте ЗИЛ-130, то в данном случае она состоит из приведения в правильное взаимное положение ведущей и ведомой шестерен, а также проверки зазоров в подшипниках.
Регулировка зацепления между зубами производится за счет установки регулировочных прокладок. Последние при этом обладают разной толщиной. Ведомое зубчатое колесо проходит регулировку при помощи гаек. Контроль системы гипоидного моста ЗИЛ-130 в плане корректного зацепления и предупреждения потенциального смещения колес осуществляется путем проверки размещения специального ограничительного болта и пластины. Они отвечают за невозможность дальнейших смещений между ведомой и ведущей шестернями.
Грамотная регулировка подшипников происходит при помощи подборы подходящей высоты у втулки для распорки. Она должна организовать правильный натяг у подшипников. Их сборка также нуждается в отдельной проверке. Для этого прокручивается вал, сила воздействия при этом составляет 0.25-0.45 кг на метр.
Помимо этого у гипоидного моста ЗИЛ-130 предусмотрена система смазки, для которой создан отдельный карман. Внутрь него выводится масляная жидкость при помощи маслосъемной пластины. Она отвечает за своевременный съем масла с зубчатого колеса. Уже после кармана смазывающая жидкость переходит прямо на поверхность подшипников.
Дифференциал у редуктора изготовлен по классической схеме. Поэтому для гипоидного поста в ЗИЛ-130 он включает 2 чашки, которые стягиваются между собой болтами. Между ними расположен набор сателлитов и шестерен полуосей. Чтобы преуменьшить силы трения в местах у подвижных составляющих компонентов, используются металлы, обладающие повышенной степенью мягкости. Сателлиты проходят установку на поверхность крестовины посредством использования втулок из бронзы. При этом они опираются на чашки при помощи шайб.
Главная передача распространяет крутящий момент через полуоси на колеса. При этом сами полуоси одним концом входят в дифференциал и его шестерни, а другим крепятся при помощи шпилек на ступицы напрямую через фланцы. Механизмы, отвечающие за процессы торможения, соответствуют барабанному формату. Сухие фрикционные накладки прижимаются к барабанам из чугуна, а колодки должны раздвигаться за счет действия валов разжимного типа.
Обслуживание и эксплуатация
Как уже было видно на основании информации по конструктивным особенностям, гипоидный мост ЗИЛ-130 имеет существенные отличия от простого моста. По этой причине уход, обслуживание и эксплуатация элемента предполагают несколько иной подход. Рассмотрим подробнее.
Главные аспекты:
- Регулярный осмотр и проверка состояния степени износа у тормозных барабанов и накладок должны производиться обязательно. Как только происходит уменьшение расстояния от первой поверхности накладки до последующей заклепки, и величина зазора при этом составляет менее 0,5 мм, требуется замена накладок.
- Износ тормозных накладок у гипоидного моста ЗИЛ-130 говорит о необходимости подведения колодок к барабанам при помощи специальных регулировочных рычагов. Важно, чтобы штоковый свободный ход у камер, отвечающих за торможение, не должен превышать 40 мм.
- Если речь идет о расторможенном процессе, то вращение барабанов должно происходить в свободном режиме. То есть наличие люфта у ступичных подшипниках в данном случае недопустимо.
- В дополнение важно следить за отсутствием масляной жидкости внутри каждого из тормозных механизмов.
- Габариты новых барабанов обычно составляют 4,2 см, поэтому превышение величины в 4,26 также считается уже недопустимым и требует вмешательства.
- Состояние у редуктора также нуждается в проверке присутствия или отсутствия люфта в системе крепления. Поэтому для этого в ряде случаев необходимо производить дополнительное затягивание гайки крепления. Параллельно проводится проверка подшипников.
- Тепловой зазор обязателен внутри шестеренного зацепления.
Гипоидный мост у грузовика ЗИЛ-130 входит в список деталей, которые нуждаются в регламентных работах с техническим обслуживанием. Для этого необходимо регулярно производить замену масляной жидкости в мостовом картере. Для этого существует специальная карта смазки. Приветствуется использование только проверенных и качественных трансмиссионных масел. Главными показателями качества являются кинематическая вязкость во время высоких температурах у каждой из составляющих гипоидного моста. Помимо этого масло должно обладать достаточной текучестью во время пониженных температурных показателей среды.
Важно, что замена масляной жидкости для гипоидного моста ЗИЛ-130 может производиться только при заранее прогретом главном элементе. Так происходит слив масла и открытие заливного отверстия.
При грамотном и своевременном обслуживании гипоидный мост у автомобиля ЗИЛ-130 считается надежным элементом, который может проработать в течение длительного временного периода. При соблюдении всех правил дорогостоящий ремонт не потребуется.