Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
ЗИЛ-157 впервые был разработан как автомобиль повышенной проходимости для нужд гражданского населения. Вплоть до 1962-го года автомобиль использовался по прямому предназначению без каких-либо изменений, а уже начиная с весны 1962-го была поставлена на конвейер его первая модификация с улучшенным распределением нагрузки по осям.
Массовое применение ЗИЛ-157 нашел в набиравших тогда силу коллективных и совместных хозяйствах, особо ценились – большой объем кузова, проходимость и ремонтопригодность модели.
Сам автомобиль явился следствием закономерного технического прогресса и пришел на смену устаревшей модели ЗИС-151. Именно кабина ЗИСа была взята за основу при разработке места управления новой машины.
Описание кабины
По сравнению с базовой моделью кабины от ЗИСа кабина ЗИЛ-157 претерпела незначительные, но в тоже время существенно повышающие комфорт водителя и пассажиров изменения.
Корпус
В техническом плане кабина представляет собой цельнометаллическую конструкцию, выполненную из листового железа методом штамповки. Сварные швы дублируют наиболее динамически нагруженные места и места со сложным соединением. Внутренние габариты кабины и грамотное расположение органов управления позволяют свободно разместиться водителю и двум пассажирам.
Кабина имела высоту более 200 сантиметров и свободно размещала в себе троих взрослых людей, включая водителя. Наличие форточек не было предусмотрено. Фары освещения располагались по краям корпуса на крыльях, представляли собой стеклянные линзы круглой формы, защищенные металлической сеткой решетчатой конструкции.
В связи с тем, что основным потребителем и главным заказчиком автомобиля была армия СССР (для которой он в принципе и разрабатывался), основным цветом кабины был защитный цвет хаки.
Зеркала заднего вида располагались на выносных кронштейнах и регулировались в двух положениях одной плоскости. На крыше располагалась металлическая площадка для хранения или перевозки мелкого имущества (например, маскировочной сети).
Фронтальную часть кабины защищал металлический бампер с буксировочными крюками. Крышка моторного отсека входила в конструкцию и открывалась с левой стороны по механизму типа – «Книжка».
Люк
Для экстренного покидания в крыше предусмотрен люк, имеющий круглую форму. Благодаря наличию резиновых уплотнителей люк герметичен и не допускает попадания внутрь пыли и влаги от естественных осадков. В летнее время люк может быть использован в качестве дополнительного вентиляционного отверстия.
Сидения
Сидения представляют собой два взаимосвязанных элемента: кресло водителя и сидение пассажиров. Пассажиры размещаются на выполненном из кожзаменителя диване с поролоновой набивкой, конструктивно состоящим из собственно сидения и спинки. Сидение пассажиров может подниматься на угол до 30 градусов для организации дополнительного места хранения водительского инструмента и ЗИП.
Водительское кресло помимо специально разработанной эргономичной формы, предотвращающей (снижающей) усталость и затекание спины, впервые получило возможность регулировки по высоте и расстоянию до рулевого колеса. В дополнение к поролону сиденье водительского кресла дополнительно армировано стальными пружинами, обеспечивающими мягкость посадки и комфорт передвижения в дальних поездках. Материалы изготовления водительского кресла используются по аналогии с пассажирским.
Система отопления кабины
Несмотря на действующие в те времена идеологические барьеры, конструкторы смогли добиться от руководства внедрения в конструкцию ЗИЛ-157 эффективной системы отопления в холодное время года.
Новая система отопления была основана на выделении тепловой энергии от водяного радиатора с помощью электрического моторчика с алюминиевой крыльчаткой. Кроме поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля система позволила дополнительно предотвратить перегрев двигателя.
От промерзания лобового и боковых стекол избавило внедрение дополнительных воздушных рукавов обдува, берущих теплый воздух все с того же водяного радиатора.
Применение такого метода отопления оказалась настолько эффективным, что подобные конструкции стали устанавливаться во всех последующих модификациях автомобиля.
Рулевое управление
Рулевое управление тоже получило улучшения, направленные на повышение комфорта водителя. Одним из таких улучшений стало снижение динамических ударов от неровностей дорожного покрытия, передаваемых на рулевое колесо. Данное улучшение стало возможным благодаря применению в конструкции новых амортизаторов, подпружинивания самой кабины резиновыми прокладками и укороченных в сравнении с предшествующими моделями металлических сошек.
Но несмотря на все доработки и модификации, рулевое управление было и остается главным недостатком машины. За всю историю своего развития, автомобиль так и не получил гидравлического усилителя руля, что отрицательно сказывалось на его ликвидности в периоды, когда на рынке начали появляться более конкурентоспособные модели грузовиков.
Другие органы управления кабины ЗИЛ-157
Кабина грузовика, выпускавшегося вплоть до 1994-го года, имела в своем составе весь набор необходимых органов управления:
- рулевое колесо;
- переключатель поворотов (впервые на этой модели помимо световых стрелок-индикаторов, он был оснащен звуковым реле, облегчающим водителю восприятие выполненной процедуры включения);
- вентиль стеклоочистителя (второе название вентиля – «кран»), при этом сами стеклоочистители имели шарнирные крепления в верхней части кабины и приводились в движение с помощью электропривода;
- выполненная из черного текстолита рукоятка управления жалюзи радиатора, предназначенная для регулировки потока набегающего воздуха;
- манометр — указатель давления воздуха в тормозной системе;
- манометр, указывающий рабочее давление в шинах, чтобы встроенный компрессор позволял водителю оперативно реагировать на снижение давления и использовать автомобиль даже с небольшими повреждениями шин;
- приборный щиток с датчиками температуры, показателями напряжения аккумулятора и рядом других элементов;
- спидометр был вынесен как отдельный элемент органов управления.
Дополнительные датчики
На отдельно вынесенном приборном щитке в кабине ЗИЛ-157 вынесены следующие датчик и индикаторы, позволяющие водителю следить за техническим состоянием автомобиля:
- осветительные лампы подсветки органов управления, которые могут включаться самостоятельно или совместно с лампами головного освещения;
- амперметр отвечает за показания уровня напряжения аккумуляторной батареи, в этой модификации машины амперметр также показывал состояние генератора;
- указатель уровня топлива в баках автомобиля работал по принципу изменения сопротивления от поплавкового датчика, расположенного в емкости для топлива;
- манометр системы смазки, у которого рабочее давление смазочной системы поддерживалось с помощью выделенного компрессора и контролировалось оператором непосредственно из кабины;
- контрольные лампы включения указателей поворота (лампы выполнены в виде разносторонних стрелок);
- визуальный контроллер включения осветительных ламп дальнего света.
Под приборным щитком вынесены краники регулировки давления в шинах. Непосредственно для управления автомобилем в кабине ЗИЛ-157 предусмотрено наличие педалей акселератора (газа), сцепления, тормозная педаль.
В этой модели автомобиля отсутствовал ключ зажигания, и стартер включался нажатием специальной педали, расположенной справа от педали газа, там же располагался ножной переключатель света фар.
Справа, между креслом водителя и сидением пассажира установлен рычаг управления коробкой перемены передач, рычаг включения ручного (стояночного) тормоза, рычаг принудительного подключения переднего моста (предназначен для повышения проходимости на дорогах со сложным рельефом) и переключатель управления лебедкой.