Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Регулировка клапанов трактора является одной из обязательных работ в списке обслуживания сельскохозяйственной техники. Предназначена для обеспечения легкого запуска и бесперебойного функционирования силовых установок.
Первый раз процедура производится сразу после обкатки вне зависимости от марки транспортного средства, а также после капитального ремонта мотора. После регулировка становится необходимой спустя каждые 240 и 480 часов работы, а также во время второго технического обслуживания (ТО-2).
Так как тракторы имеют конструктивные отличия по маркам, далее мы рассмотрим несколько основных марок и особенности регулировки клапана на каждой из моделей по отдельности.
Регулировка клапанов на МТЗ
Порядок процесса регулировки и последовательность настройки зависит еще и от модификации двигателя, а также принципов подачи воздушных потоков внутрь камеры сгорания. Поэтому в данном случае предполагается соблюдение специального регламента, который включает несколько основных этапов:
- проверка и последующая настройка зазора между боксом коромысла и торцом клапанов впуска и выпуска отработанных газов;
- проверка силы затяжки гаек крепления головки.
Последний этап необходим для исключения рисков пробоя прокладки и деформации деталей в случае возникновения тепловых нагрузок.
Подготовительный этап включает следующие действия:
- снять боковины и открыть крышки капота;
- ослабить крепежные гайки;
- демонтировать кожух газораспределительного механизма на головке детали;
- очистить поверхности всех деталей от масляной жидкости, пылевых частиц и нагара;
- проверить силу затяжки болтов на валике, который удерживает качающееся коромысло.
После произведенных действий начинается регулировка клапанов на тракторе. Для этого на начальном этапе происходит установка поршня цилиндра в мертвую точку такта сжатия, расположенную сверху. Чтобы выполнить эту процедуру, при помощи гаечного ключа проворачивается коленвал вручную до момента открытия впускного клапана. Если в системе установлен двигатель Д-240 с присутствием механического топливного насоса, то можно дополнительно выкрутить форсунку.
Чтобы определить верхнее положение поршня, понадобится штифт, который будет опущен в отверстие. Установка поршня внутрь ВМТ выполняется путем снятия трубки для подачи топливной жидкости. Важно обратить внимание, что впрыск топлива происходит с опережением, поэтому точность здесь не может быть гарантирована.
Если же речь идет о необходимости регулировки клапанов на тракторах МТЗ 50/52 или же ЮМЗ-6, которые действуют на моторах марки Д-50, то верхнее положение у первого поршня должно устанавливаться с наибольшей точностью. Поэтому в данном случае присутствует сквозное отверстие с резьбой внутри картера маховика у силовой установки. Оно предназначено для того, чтобы вкручивать туда установочную шпильку. На последней расположена зона с закругленной головкой, которая позволяет расположиться с высокой степенью точности в выемку.
Чтобы установить тепловой зазор впуска и выпуска, отворачивается гайка, которая отвечает за фиксацию регулировочного винта коромысла клапана от потенциального прокручивания. После этого используя отвертку, происходит выкручивание винта до того момента, пока зазор не будет равняться 0,25 мм в обоих положениях. После этого гайка ставится уже в исходное положение.
Иногда требуется и наладка на двигателе Д-50Л, который включает клапан декомпрессора с приводом от валика. В данном случае винты устанавливаются в вертикальное положение, после чего отпускается контргайка и откручивают отверткой винт до положения головки сферической формы и валика. Далее винт необходимо завернуть до упора. Но непосредственно перед закручиванием фиксирующей гайки этот же винт поворачивается на 0,8 оборотов. Это позволит исключить нарушение зазоров при эксплуатационном периоде.
Регулировка клапанов на тракторе Т-40
У трактора модели Т-40 присутствует газораспределительный механизм. По этой причине здесь будет необходима плановая регулировка клапанов. Дополнительно в это же время требуется отслеживание уровня смазки всех конструктивных элементов у распределительного вала и степень прилегания деталей. Техническое обслуживание производится каждые 480 часов.
Выставление зазоров допустимо только при охлажденном двигателе. Для этого производят отворачивание контргайки, которая удерживает винт на коромысле. Далее гаечным ключом выполняют подкручивание винта, чтобы уже выставить требуемые зазоры. Проверку осуществляют при помощи щупа. Завершающий этап включает затягивание контргайки и выполнение контрольных замеров.
После выполненных действий идут основные этапы:
- отодвигание коленвала в сторону;
- совмещение отметки ВМТ и вентиляционной системы у первого цилиндра;
- закручивание обоих клапанов;
- ослабление контргайки и подбор подходящего уровня зазора;
- вкручивание контргайки и измерение зазора толкательной штангой;
- изменение положения коленвала и переход к последующей регулировке остальных клапанов.
Важно, что выполнять регулировку клапанов трактора при теплом двигателе нельзя. Повышенные температуры могут исказить параметры зазоров, что приведет к неточной настройке.
Регулировка клапанов на Т-25
На тракторе марки Т-25 техническое обслуживание и регулировка клапанов производится каждые 240 часов работы. Иногда бывает необходимо проведение внеплановых проверок, которые требуются при наличии ряда неисправностей:
- выработка ресурса коромысел;
- деформация штанг толкателей;
- выход из строя толкателей;
- повреждение кулачков у распределительного вала.
Чтобы выполнить регулировку клапанов трактора, требуется организовать следующий список действий:
- Проверить температуру двигателя (он должен быть охлажденным).
- Снять гайку, которая фиксирует крышку у клапанов.
- Демонтировать клапанную крышку с наблюдением за состоянием целостности прокладки.
- Провернуть коленвал за головку болта крыльчатки накидным ключом.
- Поднять вверх впускной клапан на поверхности первого цилиндра.
- Совместить все требуемые метки.
- Выставить зазор клапанов у первого цилиндра щупом на 0,3 мм без люфта.
- Зафиксировать винт и затянуть контргайку.
- Провернуть коленвал на пол оборота и выполнить контрольные замеры.
- Установить клапанную крышку и затянуть болты для фиксации.
Важно обратить внимание, что в случае сохранения люфта после регулировки клапанов на тракторе или невозможности выставления правильного зазора, потребуется поиск поломки или неисправности.