Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Топливные фильтры в двигателях КАМАЗ выполняют ключевую функцию --- защищают ТНВД и форсунки от абразивных частиц, воды и механических примесей, содержащихся в дизельном топливе. При загрязнении фильтрующего элемента резко падает пропускная способность системы, увеличивается нагрузка на насос и нарушается подача топлива в цилиндры.
В конструкции КАМАЗ используются два фильтра:
- Грубой очистки --- с отстойником и подкачкой, задерживает крупные частицы.
- Тонкой очистки --- улавливает мелкие включения и эмульсии, обеспечивает чистоту топлива на входе в ТНВД.
Срок службы фильтров зависит от модели двигателя, условий эксплуатации и качества топлива. При несвоевременной замене возможны:
- перегрев и поломка ТНВД,
- провалы тяги на ходу,
- затрудненный запуск.
Ниже приведена четкая инструкция по замене топливных фильтров на различных модификациях КАМАЗ, с учетом технических нюансов, инструментов и последовательности операций.
Подготовка к замене
Перед заменой топливного фильтра на КАМАЗ необходимо обеспечить доступ к узлу, исключить разгерметизацию и подготовить комплект инструментов и расходных материалов. Работы выполняются на заглушенном двигателе, вентилируемом помещении, с предварительной защитой кожуха и трубопроводов от попадания загрязнений.
- Необходимые инструменты и материалы:
- Ключи рожковые/накидные: 17, 19, 22 (в зависимости от конструкции).
- Съемник фильтра (при использовании сменного элемента в металлическом корпусе).
- емкость под топливо (не менее 1 л).
- Чистая ветошь без ворса.
- Новые фильтрующие элементы (по модели двигателя):
- для 740.11 -- фильтр тонкой очистки 740.1105010-01;
- для OM457LA -- 6W.26.068.00 или аналог;
- Уплотнительные кольца и прокладки (входят в комплект фильтра или подбираются отдельно).
- Меры безопасности:
- Отключить аккумуляторную массу, если установлен электронасос.
- Сбросить давление в топливной системе через сливной винт (при наличии).
- Исключить попадание открытого огня и искр --- дизельное топливо воспламеняется от пара.
- Доступ к фильтрам:
- Открыть переднюю часть капота или боковой люк (зависит от модификации).
- Очистить внешнюю поверхность корпуса фильтра от пыли и грязи.
- Проверить целостность патрубков, хомутов, штуцеров подачи/обратки.
Замена фильтра выполняется в холодном или слегка теплом состоянии двигателя. Работы на прогретом моторе повышают риск ожогов и разгерметизации топливной магистрали.
Демонтаж старого фильтра

Разборка узлов фильтрации на КАМАЗ требует аккуратности, особенно в части сохранения герметичности топливной системы и исключения загрязнения входных каналов. Порядок демонтажа зависит от типа двигателя и конструкции фильтров, но общие принципы применимы к большинству модификаций.
- Фильтр грубой очистки (ФГО). Обычно установлен в металлическом корпусе с отстойником и ручным подкачивающим насосом.
Порядок действий:
- Подставить емкость под корпус фильтра.
- Отпустить сливной болт отстойника --- слить остатки топлива и отстоя.
- Выкрутить прижимной болт или снять корпус (в зависимости от исполнения).
- Извлечь фильтроэлемент, не допуская расплескивания топлива.
- Снять и осмотреть уплотнительное кольцо --- при деформации или набухании заменить.
- Фильтр тонкой очистки (ФТО). Представляет собой сменный картридж или навинчиваемый металлический стакан.
Порядок действий:
- Освободить доступ к фильтру, при необходимости отсоединить мешающие элементы.
- Снять топливные трубки подачи и обратки, предварительно зажав их зажимами или заглушив.
- При навинчиваемом корпусе --- использовать специальный съемник, вращать против часовой стрелки.
- Слить остатки топлива из корпуса фильтра в подготовленную емкость.
- Удалить старый картридж и уплотнительное кольцо, протереть посадочное место насухо.
- Контроль перед установкой нового элемента:
- Проверить резьбовую часть на отсутствие задиров.
- Очистить посадочные поверхности.
- Осмотреть штуцеры и хомуты на предмет трещин и износа.
- Убедиться в целостности штуцеров (особенно пластиковых).
Не допускается использовать повторно старые уплотнители или фильтры даже с небольшим пробегом --- снижение эффективности фильтрации происходит задолго до их разрушения.
Установка нового фильтра
Корректная установка нового топливного фильтра --- ключевой этап, от которого зависит герметичность системы питания и стабильная работа ТНВД. Нарушения на этом этапе приводят к завоздушиванию магистрали, утечкам топлива и падению давления в рампе.
- Подготовка фильтроэлемента. Перед установкой выполнить следующие действия:
- Убедиться, что фильтр подходит по каталожному номеру и типу соединения.
- Удалить с поверхности заводскую пленку и транспортировочные заглушки.
- Заполнить фильтр чистым дизельным топливом на 70--80 % объема (если это предусмотрено конструкцией --- особенно для картриджей тонкой очистки).
- Смазать уплотнительное кольцо чистым дизтопливом или моторным маслом --- для предотвращения перекручивания при затяжке.
- Монтаж фильтра:
Фильтр грубой очистки (ФГО):
- Вставить фильтроэлемент в корпус строго по направляющим.
- Установить уплотнение в штатную канавку.
- Надежно затянуть прижимной болт или фиксатор, контролируя равномерность посадки.
Фильтр тонкой очистки (ФТО):
- Навинтить корпус/картридж от руки, без перекосов.
- После контакта уплотнителя с посадочной плоскостью довернуть на 3/4 оборота (если иное не указано производителем).
- Присоединить топливные магистрали с обязательной заменой медных шайб (если имеются).
- Затянуть соединения с моментом, указанным в сервисной документации (обычно 25--30 Н·м).
- Контроль герметичности:
- Визуально проверить прилегание уплотнителя.
- Проконтролировать отсутствие зазоров между корпусом и фланцем.
- Все резьбовые соединения протянуть равномерно, без избыточного усилия --- чтобы избежать разрушения корпуса фильтра.
Важно: при работе с фильтрами-сепараторами дополнительно проверяется герметичность сливного клапана и наличие ручной подкачки (при необходимости удаления воздуха).
Фильтр установлен --- далее переходим к удалению воздуха из топливной системы и первому запуску двигателя.