Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
В процессе эксплуатации разные узлы и детали имеют свойство выходить из строя. На поломки влияет интенсивность работы, а также нагрузки. Коробка передач ЗИЛ 130 постепенно изнашивается. Это надежный силовой агрегат, который выполняет одну из главных функций, а именно переключение скоростей.
Особенности устройства
ЗИЛ – это грузовой автомобиль, который оснащен пятиступенчатой коробкой переключения передач. Производитель оснащает транспортное средство трехкодовой механической трансмиссией. Здесь применяется синхронизирующее устройство, которое имеет инерционный тип.
Чтобы понять принцип работы, необходимо знать тип коробки и устройство. Конструкция также оснащена подшипниковым устройством цилиндрического типа. Ниже представлена схема и чертеж расположения.
Здесь можно посмотреть расположение косозубых шестеренок, вторичного вала, зубчатых кареток, промежуточного шкива. На основном блоке расположена большая шестеренка. Коробка переключения передач оснащается внутренним картером, куда требуется периодически заливать расходные материалы. Для поддержания нормального состояния требуется трансмиссионная смазка. Картер закрывается крышкой. Она выполняет функцию защиты. Сюда крепят механизм, который переключает скорости. На рисунке: а – устройство передачи; б – первая; в – вторая; г – третья; д – четвертая; е – пятая; ж – задний ход.
Как выглядит схема переключения скоростей на грузовике?
Схема КПП, которая поможет разобраться, как переключать и выполнять регулировку скорости в автомобиле. Ниже представлен подробный чертеж:
Признаки поломки
Существует несколько признаков износа синхронизатора и других внутренних деталей. Можно выделить следующие:
- передача самостоятельно выключается в процессе движения транспортного средства;
- возникновение резкого шума, когда происходит переключение;
- водителю приходится прикладывать усилие, чтобы включать передачу.
Многие люди жалуются, что слышат посторонний шум, когда работает коробка передач и автомобиль находится в движении. Этот признак указывает на износ или поломку конуса. При повышенных нагрузках может произойти искривление, деформация блокирующего кольца.
Существует еще одна серьезная проблема, при которой требуется в срочном порядке выполнить ремонт. Она заключается в самопроизвольном включении передачи. Эта проблема может быть связана с износом муфты, шестерни. Если передача включается с усилием, необходимо проверить работоспособность синхронизатора. Механизм имеет упрощенную конструкцию, поэтому его можно ремонтировать и восстановить. Но для обеспечения безопасности рекомендуется установить новый синхронизатор.
Чтобы продлить срок эксплуатации синхронизатора, необходимо выполнить следующие действия:
- уменьшить количество резких стартов;
- отказ от агрессивного стиля вождения;
- водителю нужно своевременно и в установленные сроки выполнять замену трансмиссионного масла;
- перед переключением передачи нужно до конца выжимать сцепление;
- транспортное средство нуждается в регулярном техническом обслуживании.
Синхронизатор КПП ЗИЛ 130 не часто выходит из строя, потому что механическое устройство имеет простую конструкцию. В процессе эксплуатации металл начинает стареть, поэтому для обеспечения нормального функционирования требуется менять старую деталь на новую.
Как выполнить ремонт и осмотр синхронизатора?
Чтобы демонтировать синхронизатор, с коробки переключения передач, необходимо снять коробку передач с транспортного средства. Этот процесс требует затрат и усилий. Демонтажные работы выполняются по следующему принципу:
- сначала требуется снять коробку с транспортного средства;
- далее происходит демонтаж кронштейна, который фиксирует трос сцепления (для этого требуется аккуратно открутить все имеющиеся болты, снять крышку);
- болт, который крепит вилку к конструкции, также выкручивают, не нарушая резьбу;
- муфта синхронизатора перемещается в нижнее положение;
- гайки крепления и фиксации первичного, вторичного вала нужно выкрутить;
- шестерня, которая находится рядом с передачей, необходимо слегка приподнять.
После этого можно демонтировать синхронизатор, отправить его на диагностику или заменить на новую деталь. Для его осмотра нужно сделать отметку расположения муфты. Рекомендуется использовать маркер или мелок. Расположение отмечают по отношению к ступице.
Все детали тщательно промывают при помощи керосина. После этого можно выполнить осмотр ступицы, муфты, шлиц. Если детали не изношены, на их поверхности не будет заусенцев, сколов и трещин. Отдельное внимание нужно уделить пружинам, сухарям. Детали, которые пришли в негодность или оказались дефектными, необходимо заменить для восстановления работоспособности синхронизатора.
Отдельные составляющие и комплектующие не всегда есть в продаже, выпускаются изготовителями. Можно обратиться к разборщикам. Новые детали перед установкой тщательно смазывают при помощи моторного масла.
Сборка осуществляется согласно сделанных меток. Когда положение совпадает, на муфту сойдется с пазами ступицы. Для установки сухарей используют отвертку для облегчения работы. После этого можно приступить к завершающей установке синхронизатора, сборке коробки передач. Важно своевременно выполнять осмотр, диагностику и ремонт, потому что неисправности приводят к изменению передаточного числа КПП ЗИЛ.
Особенности правильной проверки функционирования КПП
Чтобы предотвратить серьезные поломки, после разбора требуется проверить функционирование коробки переключения передач ЗИЛ. В процессе ремонта требуется покупать оригинальные запчасти и комплектующие, которые имеют аналогические характеристики, размер. Обязательно требуется руководствоваться схемой передач.
Для проверки работоспособности КПП применяют специальный стенд, который имеется на профессиональных станциях технического обслуживания. В нем есть специальное отверстие с приводом. Устройство обеспечивает аналогичную нагрузку, чтобы проверить работоспособность внутренних деталей, проанализировать состояние емкости для трансмиссионной жидкости.
На крышку устанавливается гидравлический регулятор. Он позволяет выполнить точные замеры параметров текущего уровня нагрузки. При помощи 5 кронштейнов осуществляется установка коробки к кронштейну. С использованием муфты происходит присоединение ведущего вала к электрическому мотору. В нагнетательном трубопроводе подключают регуляторное устройство. В результате на специальный прибор выводятся характеристики и параметры. Они позволяют выполнить контроль уровня нагрузки, которая возникает в результате функционирования гидравлического мотора.
Проверить работоспособность коробки можно только на специальном стенде. Перед выполнением процедуры требуется сделать замену рабочего масла в силовом агрегате, чтобы получить точные результаты. Стенд позволит определить узлы и детали, которые вышли из строя или нуждаются в срочной замене. Все работы по сборке и ремонту нужно выполнять в чистых условиях. Внутрь не должна попадать грязь, пыль, мелкие частицы, которые могут стать причиной заедания шестеренок.