Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Коробка передач ЗИЛ-131 относится к механическому типу, является трехходовой и включает 5 передач для перемещения транспортного средства вперед и 1 для движения в заднем направлении. При этом 5-ая передача является прямой. Коробка оснащена 2-мя инерционными синхронизаторами, которые предназначены для включения 2-ой и 3-ьей, а также 4-ой и 5-ой передач.
Список передаточных чисел:
- Первая передача – 7,44
- Вторая передача – 4,10
- Третья передача – 2,29
- Четвертая передача – 1,47
- Пятая передача – 1,00
- Задний ход – 7,09
Конструктивные особенности коробки передач
Коробка ЗИЛ-131 крепится к картеру сцепления при помощи 4-х шпилек, которые ввернуты в корпус картера сцепления. Центрирование конструктивного элемента выполняется по фланцу крышки заднего подшипника первичного вала. Последний элемент установлен на двух шарикоподшипниках.
Передний подшипник располагается внутри расточки фланца коленчатого вала, а задний находится в передней стенке картера КПП. Последний при этом снабжен защитной шайбой, а также дополнительно защищен от осевых перемещений при помощи стопорного кольца, которое установлено в канавке наружного кольца.
Передний конец вторичного вала опирается на подшипник роликового типа. Задний конец у вторичного вала опирается на закрепленный стопорным кольцом в стенке картера шарикоподшипник. Промежуточный вал расположен на двух подшипниках.
Передний подшипник является роликовым, внутреннее кольцо отсутствует, поэтому сами ролики катаются по шейке вала. Стопорное кольцо отвечает за ограничение передвижения наружного кольца у подшипника. Отверстие для последнего элемента закрывается при помощи заглушки, установленной на краске. Дополнительно присутствует уплотнительное резиновое кольцо.
Задний подшипник является шариковым, оснащен защитной шайбой. Шарики плотно заполнены внутри, что позволяет продлить срок службы детали. Сам подшипник крепится при помощи стопорного кольца.
Блок с шестернями у заднего хода приходит во вращение за счет двух установленных на неподвижной оси роликоподшипниках. При этом подшипники коробки ЗИЛ-131 в регулировке не нуждаются. Шестерни первичного вала, привода промежуточного вала, а также четвертой, третьей и второй передач имеют косые зубья. Находятся в постоянном зацеплении между собой. Все остальные зубья являются прямыми.
Для предупреждения появления с течением времени заедания и обеспечения достаточного количества смазки во время работы и взаимодействия между собой деталей сталь шейки вала и внешняя поверхность втулки выполнены со специальной формой, которая подразумевает чередующиеся выступы и впадины. Поверхности элементов — фосфатированные, а сам слой пропитан специальным составом.
Важно, что такая установка шестерен требует строгого соблюдения соответствия применяемого масла требованиям карты смазки. Это связано с тем, что использование других масляных жидкостей или наличие загрязненного масла способно привести к заеданию шестерен, расположенных на шейках вторичного вала и втулке.
Шестерни на шейках вала крепятся замочными кольцами в осевом направлении. Опорные шайбы шестерен у четвертой и второй передач включают шлицевые соединения с валом. Чтобы включение второй, третьей, четвертой и пятой передач было безударным используются два инерционных синхронизатора. Шестерни подразумевают наличие конусов для работы с последними конструктивными элементами, которые существенно облегчают переключение передач, а также увеличивают эксплуатационный срок для всей системы.
Внутри правой стенки картера присутствует резьбовая пробка контрольно-наливного отверстия. Через него производится заправка коробки ЗИЛ-131 масляной жидкостью, если отсутствует коробка отбора мощности. Если же последний компонент все-таки есть, то заливание масла происходит через пробку, расположенную внутри коробки отбора мощности. В любом из случаев масло заливается до уровня контрольно-измерительного отверстия.
Левая стенка включает спускное отверстие, которой закрывается при помощи резьбовой пробки. Она оснащена магнитом, который отвечает за притягивание мелких металлических частиц из масла.
В ряде случаев на грузовик ЗИЛ-131 устанавливается тяговая лебедка. Тогда для привода дополнительного оборудования на правом люке коробки устанавливается коробка отбора мощности. А сам процесс выполняется от переднего венца шестерен заднего хода.
Механизм переключения передач расположен внутри крышки коробки ЗИЛ-131. При этом верхняя часть крышки с рычагом для переключения передач, а также промежуточным рычагом для включения первой передачи и заднего хода является съемной. Установка производится по втулкам.
Для включения синхронизированных передач требуется дополнительное усилие. Оно организуется за счет соотношения плеч рычага переключения передач. Промежуточный рычаг отвечает за уменьшение хода во время включения первой передачи и заднего хода. Поэтому ход рычага при включении всех передач одинаковый.
Блокировка промежуточного рычага в нейтральном положении происходит при помощи пальца предохранителя. Последний находится в стенке крышки коробки передач ЗИЛ-131. Для включения первой передачи или запуска заднего хода потребуется при помощи рычага через палец промежуточного рычага и палец предохранителя произвести сжимание пружины предохранителя до упора, а после перевести рычаг в положение, которое будет соответствовать положению рычага во время включения первой передачи или заднего хода.
Для съема верхней части крышки у КПП потребуется произвести выворачивание корпуса предохранителей на 8-9 оборотов. Фиксаторы состоят из шарика и пружины и отвечают за удержание стержней переключения передач. Во избежание ситуаций с случайным одновременным включением сразу двух передач предусмотрено замочное устройство, которое состоит из штифта и двух пар шариков. Поэтому при перемещении любого из стержней происходит запирание шариками двух других.