Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Многие грузовики эксплуатируются в тяжёлых условиях, где нет дорог, лишь направления. Инженеры знают это и умеют создавать технику, которая поражает своей проходимостью. Но даже такие машины порой не справляются с препятствиями и нуждаются в дополнительной помощи. В таких ситуациях на выручку чаще всего приходит лебёдка. В этой статье мы подробнее расскажем о разных типах лебёдок и их использовании.
Автомобильная лебёдка – конструкция, обеспечивающая передачу тягового усилия с помощью троса от ручного, механического, гидравлического или электрического привода.
Конструкция лебёдки не очень сложна. Она состоит из:
- Крепления, которое позволяет присоединить лебёдку к грузовику.
- Привода, обеспечивающего накручивание троса на барабан.
- Барабана, предназначенного для наматывания троса.
- Буксира, при помощи которого вытягивается машина. Чаще всего это цепь или трос.
- Редуктора, позволяющего обеспечить нужное усилие без использования двигателей большой мощности.
- Элементов управления, которые контролируют процессы и упрощают использование лебёдки.
Принцип действия лебёдки тоже не сложен. Привод обеспечивает накручивание троса на барабан, создавая тяговое усилие, позволяющее вытянуть машину.
Важно правильно подобрать лебёдку к своему автомобилю. Для этого надо обратить внимание на индекс грузоподъемности. Этот параметр указывает наибольшее усилие, которое лебёдка может выдержать при создании горизонтальной тяги.
Оптимальное тяговое усилие можно рассчитать, умножив массу автомобиля на 2,5. Важно использовать именно снаряжённую массу, а не чистый вес.
С ростом мощности лебёдок увеличиваются и их габариты с массой. Для электрических лебёдок, грузоподъёмность которых превышает 9500 кг, используется напряжение 24V.
Различаются лебёдки и по типу привода.
Ручные лебёдки – самый простой вариант. Он прост и не дорог. В действие она приводится самим водителем, который вращает ручку. Но, естественно, такое решение имеет значительные ограничения по массе автомобилей, которые можно ей вытянуть. Использовать её имеет смысл для легковых автомобилей с массой до тонны. Водителю требуется прикладывать значительные усилия, что также может стать проблемой. Поэтому для тяжёлых автомобилей используют более мощные приводы.
Механические лебёдки приводятся в действие от двигателя самого автомобиля. Для этого устанавливается соответствующий привод. Такие лебёдки достаточно редки из-за сложности их монтажа. Как правило, такие решения устанавливаются на заводе. Механические лебёдки отличаются надёжностью и большим тяговым усилием. Но из-за привода от двигателя можно попасть в ситуации, когда машину требуется вытянуть, а двигатель запустить не представляется возможным.
Самыми популярными являются электрические лебёдки. Они комплектуются электродвигателем, подключённым к электрической цепи автомобиля. Именно их считают наиболее удобными из всех. На рынке представлен большой выбор таких лебёдок от разных производителей и с отличающимися характеристиками.
Гидравлические лебёдки применяются на технике с очень большим весом. Стоимость их тоже высока. Главная их особенность – подключение привода к ГУР автомобиля. Из этого следует и главный недостаток: при заглохшем двигателе воспользоваться ей невозможно.
При выборе лебёдки следует учитывать и способ её установки. В продаже можно найти два варианта:
- Стационарные лебёдки постоянно находятся на автомобиле. Они всегда готовы к работе и не требуют особой подготовки перед применением. Установка таких решений предпочтительна для техники, которая часто передвигается по бездорожью.
- Съёмные лебёдки не требуют доработки для установки на машину. Такие лебёдки универсальные и могут быть установлены на разные модели. Покупка таких решений актуальна для техники, которая редко попадает на бездорожье.
Важнейшим элементом конструкции лебёдки является трос. От него зависит надёжность и возможности устройства. Бывают стальные и синтетические тросы.
Стальные тросы износостойкие, не сильно подвержены механическим повреждениям и не требовательны к условиям хранения. Однако они тяжёлые и несут в себе больше опасности.
Синтетические тросы меньше весят, более гибкие, не подвержены риску перекручивания и деформации. Для продления срока службы необходимо хранить их при правильной температуре, прочищать и смазывать.
Использование лебёдки несёт в себе риски и требует соблюдения правил техники безопасности. Перед использованием необходимо проверить её целостность, правильность намотки троса на барабан и убедиться в исправности механизма. При наличии повреждений или большого износа лебёдкой пользоваться нельзя.
Основные правила техники безопасности:
- не перешагивайте через натянутый канат; .
- используйте брезентовые перчатки;
- положите не середину троса какой-то груз, чтобы в случае обрыва он не повредил все вокруг;
- перед использованием размотайте трос, а потом аккуратно уложите его для защиты от заклинивания;
- при выборе места для крепления используйте участок ближе к земле;
- убедитесь, что на пути автомобиля нет препятствий;
- при работе на склоне используйте дополнительные тросы для защиты;
- контролируйте температуру электролебедки, чтобы не допустить ее перегрева.
Автомобильная лебёдка помогает водителям выбираться из самых сложных ситуаций. Она стала неизменным помощником водителей на бездорожье. Поэтому важно ответственно подойти к выбору лебёдки для своего автомобиля и использовать её, соблюдая технику безопасности.