Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 – обладатель внушительной истории. Начало выпуска первых моделей приходится на начало 30-х годов прошлого века. Классический вариант ДВС для флагмана советского автопрома создавался на основе прототипа компании Dodge, причем в процессе двигатель был переделан – основные характеристики ГАЗ-51 были значительно усовершенствованы.
Создание механизма
Аналитические показатели 30-х годов показали автопроизводителям неутешительную статистику: установленный на большом количестве автомобилей двигатель М-1, который массово использовали в оборонной промышленности, уже не отвечал заявленным требованиям мощности – нужен был более выносливый и надежный механизм для грузовых перевозчиков. Подходящим вариантом ДВС был определен 6-цилиндровый усиленный мотор – новейшая технология того времени. Так как собственных конструкторских разработок такого устройства у СССР не было, и в 37-ом году было одобрено решение приобрести схемы существующей модели D5 холдинга Dodge из Америки.
В присланных схемах не доставало ряда элементов, и конструкторскому бюро автомобильного завода ГАЗ пришлось самим дорабатывать двигатель «до ума». Благодаря проделанной работе и несмотря на внешнее сходство с американской моделью, полученный в итоге механизм советские инженеры не без основания считали уникальной и оригинальной разработкой.
Данный вариант получил идентификационный номер ГАЗ-11. Основными техническими отличиями от изначального американского прототипа D5 стал ряд характеристик ГАЗ-51:
- жестко закрепленный маслоприемник для насоса в американском моторе был заменен на плавающую модель;
- газораспределительное устройство в советском двигателе был оснащен шестеренчатой передачей, которая заменила собой американскую цепную передачу;
- советский карбюратор К-23 в принципе был уникальной разработкой инженеров завода и имел новейшую на те времена «техническую начинку»: экономайзер и ускоряющий насос.
Первые собранные варианты двигателя имели большое количество недочетов, которые выявляли и справляли в ходе практических испытаний. Из-за этого дату производства постоянно откладывали, что позволило наладить массовый выпуск только в первой половине 1940-го года. С 41 года ГАЗ-11 после устранения всех неполадок был утвержден в роли ДВС для судов советского в военно-морской отрасли.
В ходе войны двигатель стали устанавливать на фронтовые грузовики ГАЗ-61, а его дальнейшее улучшение продолжилось спустя несколько лет после окончания военных действий. Новые усовершенствованные варианты мотора ГАЗ-11 носили соответствующие номера 12, 51 и 52.
Список товаров:
Базовые характеристики и особенности двигателя ГАЗ-51
Советский флагманский транспорт ГАЗ-51 наибольшее распределение приобрел уже в послевоенное время. Для разработки двигателя подходящей мощности производитель приобрел сертификат на выпуск ДВС Dodge, благодаря чему инженеры ГАЗа получили возможность досконально изучить предоставленную американцами моторную серию «Chrysler» с низовым размещением клапанов.
Переработанные прототипы были приспособлены к условиям окружающей среды, что определило итоговые отличительные параметры ГАЗ-51:
- рабочее топливо — бензин;
- наибольшая мощность — 72 л.с.;
- наивысший КМД — 1550 об/мин;
- объем моторных цилиндров — 3485 м3;
- линейное расположение цилиндров в двигателе;
- показатель компрессии — 6,2.
Подача топлива в цилиндры производилось работой карбюратора, жидкостная охладительная система не допускала сильного перегрева двигателя.
В сопоставлении со своими предшественниками — моделями ММ и АА, на смену которым и пришел 51 мотор, новый ДВС располагал сравнительно легким весом, компактными физическими габаритами, насчитывал повышенный индекс прочности, значительно меньший топливный расход и более высокие показатели мощности. В вопросах ремонта и технических осмотров модель отличалась простотой и легкостью проведения работ.
Техническая комплектация ГАЗ-51
4-тактный бензиновый ДВС ГАЗ-51 представлял собой цельную установку из чугуна с расположенными внутри в одну линию 6 цилиндрами, низовым размещением клапанов, которые закрепленными по два в одном ряду. В моторе использовали сразу два вида головок цилиндрового блока: из алюминия или чугуна. При этом ГБЦ из алюминиевых сплавов показывали более высокий уровень сжатия по сравнению с аналогичными деталями из чугуна: 6 против 5,6.
В первых изготовленных деталях проемы для свечей вырезались ∅ 18 мм и расстоянием между витками 1,5 мм, однако впоследствии прорези были подведены под детали с маркировкой А11, что в свою очередь увеличило силу сжатия до 6,7. Также самые первые модели имели два очистительных масляных фильтра: жесткой и мягкой чистки. Позже в механизм стали устанавливать единственный фильтр, отвечающий за комплексное очищение.
При всех своих сходствах с аналогичным D5 двигатель ГАЗ-51 обладал перечнем существенных отличий от ДВС Dodge:
- сечение поршня — 81,88 мм вместо 82,55 мм;
- ходовое расстояние поршня — 110 мм вместо 111 мм;
- общий объём двигателя — 3,49 л вместо 3,56 л.
Поршень
Начальный диаметр поршня равен 81,88 мм, расчетные параметры последующего ремонта включают пошаговое увеличение сечения на шаг 0,5 мм: первая правка — 82,5 мм, вторая — 83,0 мм, третья — 83,5 мм.
На основе мотора 51 был создан двигатель ГАЗ 20 с четырьмя цилиндрами, который в дальнейшем использовался для оснащения правительственных автомобилей «Победа» и ГАЗ-69. Поперечник поршня в таком ДВС был значительно больше — 88 мм.
Поршень обладает плоской донной поверхностью и овальную «юбку». Для компенсации увеличения под воздействием тепла на детали располагается Т-образный разрез.
Другие параметры:
- поршневой палец имеет сечение 22 мм;
- соединительный стержень выполнен как деталь «плавающего» типа с креплением на фитинги и фиксацией на два запорных кольца;
- поршень укомплектован парой компрессионных колец и двумя составными кольцами (для этого на корпусе сделаны три углубления для колец);
- в углублениях для колец прорезаны проемы для вывода масла из цилиндров ДВС.
Шатун
Шатуны выполнены из стали методом ковки и оснащены двутавровым сечением. Низовая головка находится в относительной диссимметрии по отношению к вертикальной линии конструкции. На коленчатом валу эти детали располагаются длинными ступенями в противоположные стороны: нечетные элементы коротким шагом вперед, а четные — коротким шагом назад. Крышки фиксируются парой болтов, корончатые гайки которых после затягивания укрепляются шплинтами. В верховую головку шатуна вдавлен бушинг из меди или латуни – он закрепляет поршневой палец.
Коленчатый вал
Коленчатый вал 51-ого мотора выполняется из стального сплава, оснащен четырьмя коренными (∅ 64 мм) и шестью шатунными шейками (∅ 51,5 мм). Ремонтные работы предусматривают изменения размерных параметров на 6 этапов, с последовательным увеличением толщины вкладышей на 0,25 мм. Максимальный размер увеличения диаметра шеек – 1,5 мм.
Заключение
Двигатель ГАЗ-51 обладает рядом недоработок, но их с течением эксплуатации успешно исправляли. Например, для исправления регулярных поломок шатунных вкладышей на высоких оборотах в механизме поместили ограничитель оборотов. Технический анализ и длительный опыт использования оценивает этот мотор как достаточно надежное устройство, способное длительно работать без серьезных вмешательств и ремонта.