Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Развитие Советского Союза в 60-х годах привело к тому, что на рынке стали появляться новые модели машин в разных отраслях сельского хозяйства, которые существенно облегчали труд рабочих. Среди них МТЗ-50. Это трактор, который до сих пор используется для работ в поле, несмотря на выход новых моделей.
Чем обусловлена его популярность? Разберемся в обзоре.
История
Производство трактора началось в далеком 1962-ом году на Минском заводе. Цель производителя была – создать усовершенствованную модель предыдущего агрегата, который был выпущен на рынок более 40 лет назад.
Производители ориентировались на то, что необходимо сделать многофункциональную модель, которую можно существенно улучшить по меркам советского времени. Поэтому для усовершенствования на заводе провели реконструкцию. Было установлено новое оборудование, и запущена новая конвейерная линия.
Выпускали МТЗ-50 вплоть до 1985-го года. Сейчас производство хоть и прекращено, мы до сих пор можем встретить эту модель трактора там, где проводятся сельскохозяйственные работы.
Даже после прекращения производства прорабатывались модификации трактора. Для этого использовались новые методики, а внешний вид готовых конструкций менялся.
Применение
МТЗ-50 – популярная сельскохозяйственная машина в советское время. Люди, которым доводилось работать с этим агрегатом, отмечали его надежность и неприхотливость в уходе.
Применение МТЗ-50 в сельском хозяйстве:
- вспашка поля;
- грунтовка;
- удобрение растений;
- посев зерен и семян.
Это далеко не весь список предназначений агрегата. Благодаря возможности закрепить на трактор приспособления, он также использовался в качестве погрузчика, стогометателя, буксира прицепов.
В дальнейшем на базе МТЗ-50 создавали трехколесные машины, используемые в хлопчатобумажном, рисовом производстве.
Параметры работы
В отличие от конструкции самого трактора, его технические характеристики не изменялись со временем. Параметры, характеризующие МТЗ-50:
Название технической характеристики | Значения |
Максимальная скорость для движения | 33 км/ч |
Число цилиндров | 4 штуки |
Вид тормозов | Дисковые тормоза |
Коробка передач | Девятиступенчатая коробка передач |
Максимальное рабочее давление | 20 МПа |
Рабочий объем бака | 4,75 л |
Максимальная емкость бака для топлива | 130 л |
Мощность агрегата | 41 кВТ |
Размеры | 3815x1970x2550 мм |
Масса всей конструкции | 3,1 тонн |
Особенности конструкции
МТЗ-50 стал прорывом в развитии сельскохозяйственной техники. В каждой системе отмечались новые конструкционные особенности.
Двигатель
На момент создания трактора устанавливали дизельный мотор с 4 цилиндрами. Его мощность составляла 55 лошадиных сил. Расход топлива — небольшой в сравнении с современными моделями и равен 8 л/ч.
Из плюсов такого двигателя кроме небольшого расхода топлива стоит отметить легкость в ремонте и отсутствие высоких требований к горючему.
Список товаров:
Кабина
Особенность конструкции кабины МТЗ-50 — размещение позади мотора, так как в таком варианте исполнения доступ к двигателю не ограничен. Такое строение агрегата повлияло на обслуживание и уровень комфорта:
- существенно упростило проведение технического осмотра, так как стало легче найти деталь, которая неисправна в работе двигателя;
- при такой конструкции легче доливать жидкости.
Производители при создании МТЗ-50 постарались обеспечить максимальный уровень изоляции в кабине. Для этого в дверь установлены резиновые подкладки.
При этом стоит отметить, что резиновые прокладки, которые устанавливались на трактор, были низкого качества, поэтому же через пару месяцев приходили в негодность. Других более качественных вариантов не было, поэтому устанавливали те же самые детали.
Неудобство расположения кабины проявляется при езде по ухабистой, тернистой дороге. Нередко в таких случаях водитель при подпрыгивании агрегата ударялся головой. Но компактность кабины позволяла легко дотянуться до приборов управления.
Еще один недостаток в кабине – это слабая работа отопительной системы.
Гидросистема
Агрегатная гидравлическая конструкция состоит из 4 компонентов:
- Шестеренчатый гидронасос.
- Распределитель с двумя фиксирующими положениями.
- Гидроцилиндр, имеющий двустороннее действие.
- Гидроувеличитель сцепной массы, который поддерживает заданное давление.
Исправленная и слаженная работа гидросистемы обеспечивает высокую грузоподъемность до 800 кг.
Список товаров:
Параметры шин
Чтобы улучшить ходовые качества трактора, в МТЗ-50 добавили возможность оснащать машину полугусеничным ходом для работ на грунте с повышенной влажностью. Их устанавливают на задние колеса. В некоторых модификациях полугусеничный ход уже встроен в конструкцию машины.
Трансмиссия
Независимо от модификации на трактор МТЗ-50 ставили только механическую трансмиссию. Коробка передач включает 9 скоростей переднего хода и 2 скорости заднего. Использование пониженных передач позволило улучшить маневренность машины на любых дорогах даже при максимальной скорости в 32 км/ч.
Виды навесного оборудования
С МТЗ-50 можно использовать навесное оборудование:
- отвалы;
- погрузочные прицепы;
- грабли;
- ковши;
- разбрасыватели.
Дополнительное оборудование покупалось в советское время отдельно. Как правило, стоило оно дорого, и лишь единичные семьи могли себе это позволить, поэтому вся работа на полях выполнялась сельскохозяйственной машиной в стандартной комплектации.
Дизайн
Габаритный МТЗ-50 имеет тяговый класс 1,4, считается универсальным, но при этом внешне мало чем отличался от других машин сельского хозяйства. Корпус окрашивали в синий цвет или красный, оранжевый встречался намного реже.
Сегодня модели, которые сохранили презентабельный вид и имеют редкий окрас корпуса, хранятся в качестве коллекционных.
Двигатель расположен спереди, полурамная конструкция с узлами трансмиссии. Передние колеса являются направляющими, маленького диаметра. Задние — большие ведущие. Это стандартное положение основных комплектующих у всей линейки МТЗ. По такому принципу создавались и другие модельные ряды на заводах СССР.
Модификации
Несмотря на наличие универсальной модели МТЗ-50, для работы в разных отраслях хозяйства были разработаны отдельные модификации:
- версия под названием МТЗ-50Л с электростартером;
- трехколесная версия машины для выращивания хлопка;
- МТЗ-50K, который позволял производить земледельческие работы на разных участках, в том числе и крутых склонах;
- для работы на рисовых полях создали МТЗ-50P с полугусечным приводом.
Дальнейшие преобразования изменяли внешний вид модельного ряда. Кабина серии машин была увеличена только через 10 лет, крышу стали изготавливать из материала, который сочетал в себе свойства стекла и пластика, появился капот.
Преимущества
Старенький МТЗ-50 в хороших руках не дает отказов. Его плюсы неоспоримы:
- высокая производительность, способность работать 5-6 часов подряд в интенсивном темпе;
- надежность механизмов;
- экономичность в расходах на техническое обслуживание;
- проходимость по грунтовым дорогам;
- ремонтопригодность;
- возможность эксплуатации, независимо от климатических зон.
Особенности эксплуатации
Если трактор МТЗ-50 стоит без работы больше месяца, необходимо провести его обкатку. Она не требует усилий, но продлевает ресурс деталей, предотвращает возникновение поломок.
После завершения обкатки выполняют ряд действий:
- Протереть агрегат от загрязнений.
- Заменить масло в узлах.
- Смазать рабочие узлы и комплектующие.
- Промыть фильтр топливного бака.
- Измерить рабочее давление в шинах.
- Провести проверку сцепления.
- Выполнить проверку тормозов.
- Проверить, что все крепления надежно скреплены между собой.
Только после полного цикла обкатки можно приступать к эксплуатации трактора.
Какие запчасти чаще выходят из строя
МТЗ-50, несмотря на надежность конструкции в то время, из-за невысокого качества комплектующих часто выходил из строя. Вот на что чаще всего жаловались водители советского трактора:
- частый перегрев двигателя;
- засоры фильтрующих элементов;
- из-за использования дешевого топлива мотор ведет себя нестабильно;
- шумы во время переключения передач.
Как правило, машину не возили на осмотр к механику. Частые поломки владелец машины мог исправить самостоятельно.
Заключение
МТЗ-50 остался в памяти у многих как многофункциональная машина с высокими техническими характеристиками для того времени. Несмотря на то, что модель не производится, а на рынок пришло уже много других аналогов, вы еще можете найти его на полях и не только. Стоит только отъехать на десятки км от города.