Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Настоящая русская классика УАЗ-452, которая проверена временем и ассоциируется с высоким уровнем надежности и проходимости. На сегодняшний день это старейший автомобиль России. Первые версии сошли с конвейера Ульяновского Автомобильного Завода еще в 1958-ом году, а массовое производство началось с 1965-го года.
В народе за характерную форму грузовик УАЗ-452 прозвали «Буханкой» или «Таблеткой». Более чем за полвека выпущено множество модификаций, а сам фургон активно использовался как спецтранспорт в различных сферах, но и рядовые автомобилисты его полюбили за простоту и ремонтопригодность.
История создания
Работа над созданием простого и надежного грузовика началась в 1954-ом году для нужд армии СССР. Первой версией будущей советской легенды стала модель УАЗ-450. По давней традиции конструкторы пытались сразу унифицировать технику, сделать ее надежной и простой в эксплуатации, и уже на старте было представлено две модификации:
- УАЗ-450А — так называемый санитарный автомобиль для гражданских служб.
- УАЗ-450Б — штабная модель для армейских нужд.
В качестве основы был взят ГАЗ-69. Конструкторы доработали грузопассажирское шасси, чтобы сделать грузовой автомобиль более надежным, укрупненным и, соответственно, вместительным. Тогда же были собраны первые прототипы УАЗ-300 и УАЗ-302 — грузовики с шасси от ГАЗ-69 и бензиновыми двигателями от «Победы». Так свою надежность «Буханка» унаследовала от военной «Полуторки».
Серийный УАЗ-450 обладал для тех лет неплохими характеристиками:
- Мощность 63 л. с.
- Снаряженная масса — 1,65 т.
- Грузоподъемность — 0,8 т.
- Максимальная скорость — 90 км/ч.
Но работа над серией грузовиков не прекратилась. Конструкторы сразу представили УАЗ-451, у которого грузоподъемность сразу увеличилась на 1 тонну, то есть более чем в два раза. И уже с этой модели автомобиль начал приобретать характерные узнаваемые черты «Буханки».
В 1965-ом году в Ульяновске провели модернизацию неплохо зарекомендовавшего себя автомобиля. Так появилась модель УАЗ-452 с улучшенными двигателем и трансмиссией, с узнаваемой боковой дверью в пассажирском исполнении, с проработанной эргономикой. В последующие 10 лет было выпущено более 1 миллиона грузовых автомобилей в различных компоновках.
Технические характеристики
Многие конструктивные решения фургона были новаторскими для советского автомобилестроения того периода. УАЗ-452 получил рамную конструкцию с двумя ведущими мостами, чем обуславливалась повышенная проходимость. Конструкторы разработали новую трансмиссию с режимом работы с демультипликатором, т. е. любую передачу можно включать с пониженными передаточными числами. Двигатель расположился под кабиной между передними сиденьями, что позволило сократить габариты и перенести центр массы. Характеристики УАЗ-452:
- Колесная база шасси — 2,55 м.
- Длина — 4,44-4,74 м в зависимости от модификации.
- Колея — 1,44 м.
- Клиренс — 220 мм.
- Масса — не более 1,9 т (в базовой версии).
- Снаряженная масса — до 3 т.
Изначально «Буханку» оснастили бензиновым карбюраторным мотором УМЗ-451. Его заявленные характеристики составляли:
- Рабочий объем — 2,5 литра.
- Крутящий момент — 156 Нм.
- Частота вращения коленчатого вала — 4000 об/м.
- Мощность — 72 л. с.
Демонстрируемых качеств автомобиля оказалось достаточно, чтобы решать стоящие перед ним задачи в ВС СССР, медицине и народном хозяйстве. Поэтому 20 августа 1966-го года Ульяновский Автомобильный Завод получил орден Трудового Красного Знамени за налаживание серийного производства столь необходимого автомобиля.
Модификации
На этом путь 452-го УАЗа только начался, потому что в дальнейшем было разработано еще множество модификаций под различные задачи. Ключевые разновидности:
- УАЗ-452 (2206) — базовая версия цельнометаллического фургона на 6-11 мест.
- УАЗ-452 (22069) — улучшенная версия с более мощным двигателем и некоторыми другими доработками.
- УАЗ-452А (Ambulance) — санитарный автомобиль, «Скорая помощь», особенно распространенный в сельской местности.
- УАЗ-452АС — «санитарка», разработанная специально для северных (арктических) районов.
- УАЗ-452АЭ — модель с открытым шасси, предназначенная для установки различного стороннего оборудования.
- УАЗ-452Д (3909) — грузовик с двойной кабиной и кузовом.
- УАЗ-452В — универсал с откидным верхом.
Наибольшую популярность «буханки» получил в качестве спецтранспорта для различных служб. Долгое время в СССР и первое время в России УАЗ-452 использовались в милиции, скорой помощи, аварийной службе. Высоко оценивались фермерами и работниками сельскохозяйственных предприятий.
Ульяновскими конструкторами создавались экспериментальные версии УАЗов в виде 16-местных автобусов в исполнении 6х4 и 6х6. Частникам представлялись пикапы и малотоннажные грузовики. От версии к версии менялась компоновка кузова и внутреннее расположение салона, например, версия 39625 стала строго пассажирской с несъемными сиденьями, а модель 39094 представляла собой пикап с каркасным тентом и откидными бортами.
Отдельного внимания заслуживают технические изменения и доработки. Изначальный двигатель УМЗ-451 в дальнейшем был заменен на УМЗ-4213, что позволило увеличить мощность до 78 л. с.
Наиболее глубокая модернизация случилась в 1985-ом году и коснулась основных моделей классической линейки: 2206, 3309, 3303, 39625. Тогда конструкторы установили бензиновый мотор УМЗ-414 мощностью 90 л. с. и ЗМЗ-4091 112 л. с. На современные УАЗ ставятся инжекторные ЗМЗ-409, демонстрирующие следующие характеристики:
- Объем — 2,7 литра.
- Крутящий момент — 208 Нм.
- Частота вращения — 3000 об/м.
- Мощность — 112 л. с.
Хотя настоящие поклонники «буханки» утверждают, что прежние карбюраторные моторы были надежней, все же ЗМЗ-409 отвечает современным стандартам Евро-4. Помимо этого до современных требований подтянули осветительные приборы и тормозную систему, установили новую приборную панель и спидометр. Начиная с 2000-х гг. УАЗ-452 во всех типах оснащается улучшенными сиденьями с подголовниками и ремнями безопасности, а деревянные детали кузова заменены на металлические. С 2011-го года в продаже автомобили с ABS и усилителями руля в стандартном исполнении.
Список товаров:
Трансмиссия и подвеска
Данные узлы УАЗ-452 практически не претерпели изменений с момента выхода, за исключением замены морально устаревших элементов. Основной особенностью всегда была зависимая подвеска на неразрезных мостах, обеспечивающая характерную особенность поведения — сохранение дорожного просвета вне зависимости от условий езды и крена. Узел содержит следующие конструктивные элементы:
- Задняя зависимая рессорная подвеска.
- Гидравлические рычажные амортизаторы.
- Штампованная передняя ось с двутавровым сечением.
- Штампованная стальная рама.
Рессоры автомобиля устанавливаются на резиновых подушках на переднем и заднем мостах. Главная передача крутящего момента обеспечивается парой конических одинарных шестеренок, обеспечивающими передаточное число 5,12.
Список товаров:
Легендарные внедорожные свойства обеспечивает также двухступенчатая раздаточная шестеренчатая коробка с подключаемым передним приводом. На осях установлены два открытых кардана трубчатого вида. Уазик управляется трансмиссией с четырьмя передачами. Тормозная система – гидравлическая с колодочным барабаном.
Данные элементы не претерпели серьезных изменений, так как даже сегодня вполне справляются со своими задачами. Много автомобилей, обладающих более высокой мощностью, но проходимость «буханки» объясняется практически идеальной геометрией и умением сохранять высокий дорожный просвет.
Заключение
Дизайнерская мысль в автомобильной сфере шагнула далеко вперед, поэтому сегодня УАЗ-452 воспринимается исключительно как ретро-автомобиль, хотя это не мешает ему иметь обширную базу сторонников. Он неплохо сохраняет советскую эстетику, хотя кабина отличается минимальным комфортом. В равной степени это относится и к двигателю, расположенному в салоне между водительским и пассажирским сиденьями. В середине 20-го века это было новаторским решением, но сегодня такая конструкция балансирует на грани комфорта и безопасности.
Минималистичный внешний вид сейчас вполне отвечает нуждам армии, но для остальных скорой помощи, полиции и других служб, где сегодня требуется множество видов оборудования, он уже не подходит. Не говоря о частной сфере. К достоинствам относят простоту и проходимость, но при этом у фургона высокий расход топлива — до 12 л.
Дешевизна в обслуживании делает его по-прежнему востребованным у фермеров и частников, желающих подобрать машину для поездок по бездорожью — ресурс оценивается в 250 тыс. км. Он неплохо поддается внешнему тюнингу, а ремонт проводится своими руками без привлечения посторонних лиц. Таким образом, высокий расход топлива в сочетании с простым, но все же регулярным ремонтом, ставит под вопрос дешевизну. К сожалению, по различным аспектам «буханка» проигрывает не только дорогим японским и немецким внедорожникам, но и более дешевым китайским и корейским аналогам.