Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
ЗИЛ-130 – одна из самых распространенных и популярных моделей грузовых автомобилей, выпускавшихся в СССР. Этот грузовой автомобиль можно было встретить в холодной Сибири и в жаркой Средней Азии, в республиках равнинной Прибалтики и горного Закавказья. Грузовик ЗИЛ-130 исправно трудился в селе и на городских стройках, в морских портах и на железнодорожных вокзалах.
Массовое производство грузового автомобиля было начато в 1964-ом году. И за 30 лет, пока он выпускался, с конвейера автомобильного завода им. Лихачева сошло 3,4 млн. машин.
Экстерьер и габариты
Визитной карточкой ЗИЛ-130 была голубая кабина и белая радиаторная решетка. Хотя для военной отрасли эти машины окрашивались в защитный цвет (хаки), а служебные – в цвета тех служб, для которых они производились. К примеру, на базе ЗИЛ-130 выпускались пожарные машины. Форма кабины, заданная в 1962-ом году, практически не менялась, имея округлые формы, характерные для дизайна автомобилей 50-60-хх годов. И, несмотря на это, экстерьер кабины выглядел вполне современно даже в 90-х годах.
ЗИЛ-130 обладает следующими габаритами:
- высотой, равной 2400 мм;
- шириной – 2500 мм;
- длиной – 6675 мм.
Длина шасси у этого автомобиля составляет 5000 мм. Клиренс − 275 мм. При полной загрузке машины дорожный просвет уменьшается примерно на 5 мм.
Максимальная скорость при полной загрузке составляет 80 км в час. При скорости 30 км в час тормозной путь на сухой асфальтированной дороге составляет 13 метров.
Сколько весит ЗИЛ-130
Вес (масса) ЗИЛ-130 имеет несколько характеристик:
- Сухая масса – это вес самого автомобиля без горючего и рабочих материалов. Сухая масса рассматриваемого грузовика составляет 4000 кг.
- Снаряженная масса – вес грузовика вместе с топливом, горюче-смазочными и другими расходными материалами, запасным колесом. Даже вес водителя 75 кг включен в снаряженную массу автомобиля. В эту цифру не входит вес перевозимых грузов и пассажиров. И составляет она 4415 кг.
- Полная масса – это вес автомобиля вместе с грузом, пассажирами и всем остальным. Ее также называют разрешенной или предельно допустимой массой. Она составляет 9640 кг. В таблице представлено распределение массы по осям:
Снаряженная | Полная | |
На переднюю ось | 2120 | 2575 |
На задний мост | 2180 | 6950 |
Грузоподъемность − 4,5 тонны. В кабине предусмотрено два места для пассажиров. Кстати, в сельских районах бортовые грузовики долгое время использовались для перевозки людей.
Двигатель
На ЗИЛ-130 много лет ставился один из наиболее долговечных и передовых для своего времени двигателей внутреннего сгорания (ДВС) – четырехтактный, V-образной формы с клапанами, размещенными в головке блока цилиндров (ГБЦ). Топливно-воздушная смесь образуется в газовоздушном смесителе или карбюраторе. Раньше это была единственная конструкция автомобильных ДВС. Позднее она получила название карбюраторного и верхнеклапанного типа. Характеристики:
- Мощность двигателя − 150 л. с. при 3200 оборотов в минуту.
- Наибольший крутящий момент − 41 кгс*м,
- 8 поршневых цилиндров расположены под углом 90° по отношению друг к другу.
- Диаметр цилиндров – 100 мм.
- Ход поршня – 95 мм.
- Рабочий объем – 6 литров.
Цилиндры делятся на правую и левую группу. В правую входят первые 4 цилиндра, в левой группе следующие 5-8 блоки. Цилиндры работают по следующей схеме: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Блок цилиндров отлит из чугуна и дополнен легкоснимаемыми мокрыми гильзами. В нижней части блока вставлены резиновые уплотнительные кольца. Верхняя часть дополнена вставкой, устойчивой к кислотам. Поршни овальной формы изготовлены из алюминиевого сплава.
На 100 км пути, при средней скорости автомобиля 60 км/час расход топлива составляет 29 литров. Вес двигателя вместе с трансмиссией составляет 640 кг. В северных регионах расход топлива увеличивается до 15 %.
Объем топливного бака составляет 170 литров. При расходе топлива 30 литров на 100 км, автомобиль проедет без дозаправки 340 км пути.
Ведущие колеса у ЗИЛ-130 − задние, сам двигатель размещается впереди под капотом кабины.
Трансмиссия
В состав трансмиссии входят следующие элементы:
- сцепление;
- коробка передач;
- механический редуктор и дифференциал, образующие главную передачу;
- карданная передача;
- раздаточная коробка.
Сцепление
Однодисковое фрикционное сцепление ЗИЛ-130 располагается рядом с мотором в чугунном картере, кожух которого зафиксирован на маховике коленвала центрирующими болтами. Пружины, установленные между кожухом и нажимным диском сцепления, формируют усилие нажима.
Коробка передач
В ЗИЛ-130 установлена механическая коробка передач, с переключением 5 скоростей для движения вперед и одной – для заднего хода. Все скорости, кроме первой, синхронизированы. В коробке три вала: первичный, вторичный и переходный. Установленные на этих валах шестерни формируют передаточные числа, соответствующие выбранным передачам.
Коробка передач крепится к картеру сцепления на резьбовых шпильках.
Ходовая часть
Ходовая часть или шасси состоят из следующих элементов: рамы, моста, двух подвесок, колес. Рама представляет собой скелет автомобиля ЗИЛ-130, к которому крепятся остальные элементы. Она состоит из двух лонжеронов – балок швеллерного типа, связанных между собой пятью поперечными балками. В передней части рамы крепятся буксирные крюки и буфер. Буксирное устройство с крюком предусмотрено также в задней части рамы.
Подвеска ЗИЛ-130
Подвеска призваны гасить толчки, колебания, образующиеся на неровных дорогах. Передняя подвеска на ЗИЛ-130 состоит из сборных листовых рессор и двух выдвижных амортизаторов. У автомобилей, оборудованных лебедкой, рессоры состоят из 15 листов. Если лебедка не предусмотрена, то листков на рессоре всего 13. Заднюю подвеску составляют только листовые рессоры: две основные и две дополнительные. Все упругие элементы подвески – и передние, и задние выполнены из Т-образного профиля.
Телескопические амортизаторы сверху крепятся к кронштейнам на раме, а нижние проушины соединены с передним мостом.
Колеса
Вес ЗИЛ-130 и его грузоподъемность определили выбор колес. На заводе устанавливали грузовые колеса, состоявшие из следующих элементов:
- диска с ободом;
- покрышки с камерой;
- ободной ленты;
- замочного кольца.
Ободная лента защищала камеру от воздействия металлического обода. Колеса крепились на 8 болтов. Все гайки – взаимозаменяемые. Размер советских шин указывался в миллиметрах и составлял 260-508. В дюймовом измерении эти параметры колеса соответствовали 7-20 дюймам. Цифры 7 и 260 указывали на ширину профиля резины, а 20 и 508 показывали размер посадочного диаметра обода. Спаренные задние колеса фиксируются одной гайкой.
- Колесная формула – 4х2;
- Стандартная колесная база – 3800 мм;
- Колея передних колес – 1800 мм, задних – 1790 мм.
Колеса у ЗИЛ-130 обладают повышенной устойчивостью и проходимостью благодаря высокому качеству и особой конструкции, а также разнице давления в передней и задней парах. Так, в передних парах колес давление воздуха составляет 0, 53 МПа, а в задних и в запаске воздух закачивается до 0,6 МПа.
Коротко о модификациях
За 30 с лишним лет было выпущено несколько модификаций ЗИЛа, в основу которых был заложен именно ЗИЛ-130.
ЗИЛ-130А — это бортовой автомобиль с повышенной грузоподъемностью и предназначавшийся для работы с прицепами. Эта модификация была дополнена:
- тормозным краном;
- пневматическим или электрическим выводами, повышающими эффективность тормозной системы;
- тягово-сцепным механизмом, позволяющим присоединять прицепы.
Грузоподъемность этой модели составляет 8 тонн.
ЗИЛ-130Г — тоже бортовой грузовик, но с удлиненной колесной базой, составившей 4500 мм. Этот автомобиль оснащен платформой с боковыми бортами.
Отдельно выпускались шасси для самосвалов и специализированных машин.