Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
ЗИЛ-131 – это серийно выпускавшийся среднетоннажный грузовик повышенной проходимости, производившийся в СССР и России. Пришел на смену грузовику ЗИЛ-157. Производился на московском автомобильном заводе имени Лихачева. ЗИЛ-131 стал главным грузовиком армии СССР, а также основой семейства специальной военной техники. Является универсальной машиной.
История
Изначальной версией грузовика был ЗИЛ-132 1960-го года с более высокой проходимостью. Но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 года, а в 1974 получил знак качества СССР. Первые опытные грузовики ЗИЛ-131 сошли с конвейера еще в 1956 году, но на доведение их до совершенства и постановки на серийное производство потребовалось целое десятилетие. Продолжением основной модели стал седельный тягач ЗИЛ-131В, имевший укороченную базу и сцепное устройство, предназначавшееся для транспортировки полуприцепов весом до 12 тонн.
По мере серийного производства машина постоянно совершенствовалась и дополнялась новыми элементами, но внешне оставалась практически неизменной. Как и говорилось ранее – уже в апреле 1974 года вся серия была удостоена государственным знаком качества СССР. ЗИЛ-131 был как военным грузовиком, так и шасси, на базе которого строились машины коммерческого и гражданского назначения.
Технические характеристики
При рассмотрении грузовика ЗИЛ-131 стоит перечислить его технические характеристики:
- Снаряженная масса: без лебедки – 6 135 кг, с лебедкой – 6 400 кг.
- Полная масса: без лебедки – 10 185 кг, с лебедкой – 11 925 кг.
- Грузоподъемность по грунту: 3 500 кг.
- Допустимая масса прицепа по дорогам: 6 500 кг.
- Допустимая масса прицепа по грунту: 4 000 кг.
- Дорожный просвет: задняя ось – 355 мм, передняя ось – 330 мм.
- Передняя подвеска: рессорная.
- Задняя подвеска: балансирная рессорная.
- Расход топлива на 100км (при скорости 60км/ч) – 49.5 л.
- Запас хода – 49.5 л.
- Радиус разворота — 10,8 м.
- Тормозной путь при скорости 50 км/ч — 29 м.
Список товаров:
Модификации
ЗИЛ-131 имел совершенно универсальное шасси. Этот грузовик модифицировался совершенно под разные нужды. Он был и военной техникой, и пожарной машиной, и самосвалом, и тягачом, и даже специальной техникой коммунальных служб. На базе ЗИЛ-131 было выпущено 12 серийных пожарных машин. К слову, БМ-13НММ является последней модификацией легендарной РСЗО БМ-13 («Катюши»). БМ-13НММ на сегодняшний день находится в Казахстанском музее военной техники. Не менее интересными проектами являются автомобиль – мастерская МТО-АТ на шасси ЗИЛ-131 и автомобиль пограничников ГДР на том же шасси.
ЗИЛ-131 насчитывает множество модификаций. Перечислим ключевые:
- ЗИЛ-131В – седельный тягач с укороченной рамой и модернизированным двигателем ЗИЛ-375. Зачастую использовался зенитно-ракетными войсками непосредственно для транспортировки ракет. На шасси ЗИЛ-131 была построена даже реактивная система залпового огня БМ-13НММ.
- ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – модификации, адаптированные для северных регионов.
Пожарные автомобили на базе ЗИЛ-131:
- АЦ-40 (131), модель 137.
- АЦ-40/3 (131С), модель 153.
- АЦ-2,4-40 (131) 007-ИР.
- АЦ-2,5-40 (131Н)-6ВР.
- АЦ-3,0-40 (131)М9-АР-01.
- АЦ-4-10 (131).
- АР-2(131), модель 133.
- АЛП-40 (131), модель 223.
- АЛ-30 (131), модель ПМ-506.
- ПНС-110 (131), модель 131.
- АА-40 (131), модель 139.
- АГВТ-100 (131), модель 141.
Конструктивные особенности
Двигатель
Базовый ЗИЛ-131 оснащался V-образным двигателем ЗИЛ-5081 с карбюраторной топливной системой.
Характеристики двигателя ЗИЛ-5081:
- Рабочий объем – 5.97 л.
- Максимальная мощность – 150 л. с.
- Диаметр цилиндра – 100 мм.
- Ход поршня – 95 мм.
- Степень сжатия в камере сгорания – 6.5.
- Наибольший крутящий момент – 410.2 Нм (при 1800-2000 об/мин).
- Охлаждение – жидкостное.
- Средний расход топлива – 30-35 л.
Кроме таких двигателей на ЗИЛ-131 и различные его версии устанавливались: ЯМЗ-236 – V–образный шестицилиндровый двигатель дизельного типа мощностью в 180 л. с и Д-245.20 – четырехцилиндровый двигатель мощностью на 122 л. с.
Характеристики двигателя ЯМЗ-236:
- Рабочий объем – 11.15 л.
- Максимальная мощность – 180 л. с.
- Диаметр цилиндра – 130 мм.
- Ход поршня – 140 мм.
- Степень сжатия в камере сгорания – 17.5.
- Наибольший крутящий момент – 1078 Нм (при 1100-1300 об/мин).
- Охлаждение – жидкостное.
- Средний расход топлива – 30-40 л.
Характеристики двигателя Д-245.20:
- Рабочий объем – 4.75 л.
- Максимальная мощность – 122 л. с.
- Диаметр цилиндра – 110 мм.
- Ход поршня – 125 мм.
- Степень сжатия в камере сгорания – 17.1.
- Наибольший крутящий момент – 422 Нм (при 1800-2000 об/мин).
- Охлаждение – жидкостное.
- Средний расход топлива – 18 л.
Список товаров:
Трансмиссия
Трансмиссия ЗИЛ-131 – пятиступенчатая механическая коробка переключения передач, в которой есть пара инерционных синхронизаторов, отвечающих за включение второй, третьей и четвертой передач.
КПП имела однодисковое сухое сцепление с пружинным гасителем крутильных колебаний. Кроме того, трансмиссия грузовика имеет двухступенчатую механическую раздаточную коробку. Крутящий момент передается на колеса четырьмя карданными валами с шарнирами на игольчатых подшипниках.
Ходовая часть
Ходовая часть ЗИЛ-131 состоит из рамы, балок мостов, подвески и колес. Грузовик оснащался взаимозаменяемыми дисковыми колесами 228Г-508 с неразборным ободом. Эти колеса отлично приспособлены к постоянному воздействию механических факторов извне, имеют хорошую проходимость и достойный ресурс. Имеется запасное колесо с механическим подъемником, устанавливаемое между кабиной и платформой грузовика. ЗИЛ-131 ездит на специальных восьмислойных шинах с переменным давлением. Размер – 320-508. Протектор с грунтозацепами. Давление воздуха в шинах может регулироваться прямо из кабины водителя.
Рама ЗИЛ-131 выполнена из двух продольных балок (лонжеронов) и поперечин, которые изготавливаются штамповкой и соединяются между собой заклепками. В передней части рамы лонжероны несут на себе буфер и буксирные крюки, а к задней крепится буксирное устройство.
Подвеска и тормозная система
Амортизацию ЗИЛ-131 обеспечивают гидравлические, телескопические амортизаторы двустороннего действия. Такие амортизаторы гасят колебания в обе стороны, могут как сжиматься, так и растягиваться. Передняя подвеска на ЗИЛ-131 аналогична задней и представлена двумя продольными рессорами и двумя телескопическими амортизаторами. Такая компоновка позволяет грузовику сохранять баланс между высокой проходимостью, безопасностью и комфортом.
ЗИЛ-131 оснащен рабочей и стояночной тормозными системами. Тормозной механизм рабочей тормозной системы имеет аналогичное устройство с КАМАЗ-4310. Отличия заключаются в литых чугунных колодках, разжимном кулачке со специальным профилем, одной стяжной пружиной и люком для проверки зазоров в механизме, размещенном в тормозном барабане.
Список товаров:
Рабочая тормозная система имеет пневматический привод, включающий в себя компрессор с регулятором давления, воздушные баллоны, тормозной кран, шесть тормозных камер, разобщительный кран с соединительной головкой и шланги. Установленный компрессор по устройству такой же, как и у КАМАЗ-4310, отличие заключается в приводе и наличии разгрузочного устройства. Стояночная тормозная система имеет устройство, схожее с такой же системой на грузовике УРАЛ-4320. Тормозные системы ЗИЛа не стали прорывом в автомобилестроении, не обладают современными системами безопасности, но зато без особых проблем останавливают грузовик весом свыше десяти тонн.
Дизайн и эргономика
Внешне ЗИЛ-131 практически не выделяется среди своих сверстников – грузовиков, производившихся в 1966-2002 годах. Эстетически грузовик приятен, исполнен лаконично.
Про эргономику – все узлы ЗИЛа разработаны весьма грамотно и удобно. Как правило, от людей, чья работа или служба связана с этой машиной, поступают либо нейтральные, либо положительные отзывы.
Заключение
ЗИЛ-131 – уникальный грузовик. Эти слова могут казаться пустыми, но это одна из немногих машин производства 60-х годов, повсеместно используемая разными сферами в 2022 году. ЗИЛ производился в далеком 1966 году, но стоит на вооружении нескольких стран мира по сей день. ЗИЛом пользуются коммунальные службы, его используют в качестве тягача и самосвала.
За все время своего существования ЗИЛ целиком и полностью заслужил звание практичного и универсального грузовика, строившегося на совесть. ЗИЛ-131 – настоящая рабочая лошадка Советской Армии. ЗИЛ-131 смог совместить в себе конструктивную простоту, удобство в использовании и длительную эксплуатационную службу.