Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
ЗИЛ-5301 — это легендарный грузовик, который был разработан в России в 1992 году. Использовался в течение многих для перевозки грузов. Отчасти этот автомобиль можно назвать началом автомобильной промышленности современной России. Он, как и многие другие, легендарные автомобили, оставил свой след в истории автомобильного производства. В этой статье мы рассмотрим основные характеристики ЗИЛ-5301, его историю и значение для автомобильной промышленности.

История
В 1990-е Завод имени Лихачева начал работы по созданию класса небольших автомобилей. Для их производства не было собственных деталей и разработок, поэтому использовались детали и узлы от автомобилей других производителей. В качестве основы для создания ЗИЛа использовался похожий по конструкции и внешнему виду грузовик от Мерседес.

В 1994 году были созданы первые экземпляры нового грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжелых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. Кабина и форма капота, ходовая часть и турбированный дизельный двигатель — все это было сделано на основе модели грузового автомобиля Mersedes-Benz T2. Первое название было ЗИЛ-3301 М, но позднее его заменили на ЗИЛ-5301. Возможной причиной являлось несоответствие данного названия ГОСТу.

Первые ЗИЛы выехали с конвейера в 1995 году, а в 1996 году их начали производить в крупных масштабах. Полная масса ЗИЛа составляла семь тонн, и он мог перевозить грузы массой 3 тонны.
В 2000-х годах в Латвии запланировали построить улучшенную модель грузовика «Бычок», для рынков Восточной Европы. Инженеры хотели изменить внешний вид передней части автомобиля, разработать новый интерьер и поменять двигатель с коробкой на более современные. Планировалось добавить ЗИЛу прочности, тем самым увеличить планку максимальной нагрузки, чтобы «бычок» мог больше перевести груза. Однако, проект был отменен без реализации.
В девяностых годах модель «Бычок» пользовалась достаточным интересом со стороны покупателей, хотя многие подмечали плохое качество деталей в различных местах автомобиля и слабую конструкцию. И в двухтысячных годах желание покупать эту модель стало снижаться вследствие отсутствия улучшений качества и доработок модели со стороны завода, а также возникновения конкурентов, в первую очередь «Валдая» и китайских малотоннажных грузовиков.
В 2010 году после того, как проблемы с финансированием продолжали усугубляться и несмотря на многочисленные попытки реорганизации, ЗИЛ принял решение остановить главный конвейер, что вызвало снижение объема автомобилей, производимых заводом.
Технические характеристики
- Автомобиль имеет общую массу 3695 кг и допустимую массу — 6950 кг.
- Максимальная грузоподъемность составляет 3 тонны.
- Габариты автомобиля: ширина — 2,32 метра, длина — 6,195 метра, высота — 2,365 метра.
- Радиус поворота — 7,8 метра.
- Двигатель ММЗ Д-245.7 обладает крутящим моментом в 460 Н∙м.
- При средней скорости 60 км/ч расход горючего составляет 0,16 литра на километр.
- Объем топливного бака — 125 литров.
- Колесная база равна 3,65 метра.
- Максимальная скорость автомобиля — 95 км/ч.
Модификации
Модификации автомобиля ЗИЛ-5301 включают изменения, внесенные в конструкцию и характеристики автомобиля, чтобы улучшить его производительность, комфортность, безопасность и внешний вид. Они могут отличаться по многим параметрам: по типу автомобиля, областью применения, степенью изменений, поставленными целями.
Некоторые примеры модификаций автомобиля включают установку новых колес, изменение выхлопной системы, замену сидений, установку спойлеров, тюнинг двигателя и многие другие.
Конкретно ЗИЛ-5301 имеет много разных модификаций, с различного рода изменениями. Ниже перечислены основные и самые популярные.
- Модель 5301АО является базовой и простой модификацией. Она не имеет специального оборудования и устройств для определенных служб.
- Модификация 5301БО, в свою очередь, активно использовалась инкассаторами и пожарными автомобилями. Ее особенностью является возможность установки специальных устройств и оборудования.
- Модель 5301ГО была создана для перевозки продукции, которая подвергается порче из-за окружающей среды. Изотермический фургон позволяет максимально сохранить качество продукции. Она создана на базе модели ЗИЛ-5301БО.
- Модификация 5301ПО также имеет изотермический фургон и используется для перевозки продукции.
- ЗИЛ-5301ДО является модификацией обычного ЗИЛ-5301АО, но отличается более длинной формой, что позволяет перевозить грузы большой длины.
- ЗИЛ-5301EO также имеет длинную форму, но используется для специальных кузовов и оборудования.
- ЗИЛ-5301ИО включает все особенности моделей с изотермическим фургоном, но при этом имеет более длинный фургон.
- ЗИЛ-5301ТО включает две кабины и подходит для крепления специальных кузовов и оборудования. Эта модель основана на ЗИЛ-5301ДО.
- ЗИЛ-5301ЮО — это модификация автомобиля, которая имеет более длинную базу и предназначена для перевозки грузов на дальние расстояния. Она оснащена двумя спальными местами и кабиной, что делает ее удобной для длительных поездок.
Конструктивные особенности
Грузовик ЗИЛ-5301 — это легенда отечественной автомобильной промышленности. Его конструктивные особенности позволили ему стать одним из наиболее надежных и универсальных грузовиков в России. Рассмотрим технические узлы и особенности этого автомобиля, который раньше использовался в различных сферах и был очень популярным среди водителей коммерческого транспорта.
Двигатель
«Бычку» достался двигатель ММЗ-Д-245, только перед установкой он был доработан. Изначально предусмотренный как временный, но в итоге не замененный другим видом агрегата. Он развивает 109 л/ч и был в итоге модернизирован до 136 л/ч. Данный двигатель соответствует европейскому стандарту Евро-3.
Трансмиссия и ходовая часть
- Автомобиль ЗИЛ-5301 оснащен механической коробкой передач с пятью ступенями и дисковым сцеплением.
- Штампованные колеса из марок высокопрочного металла обладают высокой прочностью, что делает их идеальным выбором для использования на грузовиках, а также монтируются на обычные бескамерные шины.
- Для передачи силы автомобиль оснащен карданной передачей, которая состоит из трех шарниров, скользящего шлицевого соединения и промежуточной опоры.
- При незагруженном автомобиле нагрузка распределяется за счет того, что шины поглощают силу.
- Передние колеса выдерживают больше, чем задние (колеса спереди — 2300 килограмм-сил, колеса сзади — 2190 килограмм-сил).
- При загруженном автомобиле нагрузка на дорожное покрытие составляет: колеса спереди — 2350 килограмм-сил; колеса сзади — 4900 килограмм-сил.
Список товаров:
Подвеска и тормозная система
У ЗИЛ-5301 привод разделен на 2 контура, каждый из них независим друг от друга. Благодаря первому контуру осуществляется торможение левого колеса сзади и правого спереди, а по второму — наоборот. Такая система позволяет еще больше обезопасить водителя автомобиля и окружающих на дороге, ведь если один из контуров откажется работать, автомобиль затормозит с помощью второго. Управляются тормоза гидравликой, а вот ускоряет торможение пневматическое устройство.
Стальной тросик, подключенный к ручнику, приводит задние тормоза в действие.
Передние тормоза оснащены дисковым механизмом, а задние — барабанным.
Список товаров:
Заключение
Доступность автозапчастей, надежный и экономичный двигатель, хорошие эргономические показатели сделали ЗИЛ-5301 вполне конкурентоспособным в своем классе. Низкая себестоимость и понятная конструкция позволяют использовать данную машину на современных дорогах для разных целей и сейчас.