Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Автомобильная техника представляет совокупность множества слаженных по функциональности между собой механизмов. По этой причине владельцев техники часто волнует назначение электрооборудования трактора. Как правило, с течением времени какие-то детали ломаются, приходят в негодность, а иногда трактористы хотят усовершенствовать имеющийся функционал. Рассмотрим подробнее, из чего состоит данный набор.
Генератор
Представляет собой преобразователь механической энергии, которая передается за счет работы двигателя и преобразуется в электрическую. Она и становится основным источником заряда аккумулятора. Электричество поступает от коленчатого вала ДВС через шкив. Скорость вращения конструктивного элемента превышает скоростные показатели по оборотам коленчатый вал в 2-3 раза. Далее генераторная установка пропорционально скоростному режиму ДВС увеличивает частоту вращения ротора.
На высоких оборотах вырабатываемый электрический заряд может значительно превышать требуемые значения. В связи с этим, может понадобиться помощник для регулировки напряжения. Регулятор представляет блок, ограничивающий силу электротока возбуждения, поддерживая выработку в допустимом диапазоне значений.
Рабочее использование специальной техники предполагает запыленность местности, попадание грязи и другие отрицательные факторы, которые усложняют функционирование генераторной установки , несмотря на то, что их выпускают закрытого типа. С помощью последнего фактора организуется защита обмотки статора, выпрямителя, регулятора, а для охлаждения используются внешние вентиляторы. Бывают и контактного типа: электроток к обмотке поступает через кольца и щетки, и бесконтактного типа: где их нет. Последний вариант отличается устойчивостью к тяжелым условиям эксплуатации, высокой степенью надежности, увеличенным сроком службы за счет отсутствия щеток, имеющих склонность к быстрому износу.
Часто эксплуатация спецмашин происходит статично. Есть потребность получения как переменного, так и постоянного тока, который при работе ДВС на низких оборотах холостого хода ограничен образованием искрения под щетками. В результате выдаваемое напряжение преобразователем при постоянном токе значительно меньше силы электротока батареи. Вырабатываемый разряд ограничен поступлением в цепь возбуждения, обмотки регулятора.
Назначение электрооборудования трактора включает устройства для обеспечения зарядки накопительной батареи, бесперебойной эксплуатации целевых функциональных составляющих всей конструкции. Речь идет о выпрямителе генераторного тока, который включает кремниевые диоды полупроводникового типа прямой и обратной полярности. Они обеспечивают корректную подачу, аккумулирование постоянного электротока. Номинальная мощность генераторов устанавливается по показателям тягового усилия и грузоподъемности техники.
Аккумуляторная батарея
Накопитель состоит из последовательно соединенных аккумуляторов. Электроды имеют свинцовую основу, электролит представляет раствор из серной кислоты. Он соответствует определенной плотности для обеспечения корректного аккумулирования электроэнергии. Основная цель накопителя: сбор, хранение энергии для его последующего расхода на пуск двигателя, обеспечения работы приборов во время выключения.
Электродвижущая сила напрямую зависит от химических свойств активного состава, количества ионов в электролите. На ЭДС влияет плотность веществ раствора, в меньшей степени температурные показатели, а на физическую величину оказывает влияние численность последовательно соединенных химических источников.
Действуя параллельно с производителем электричества, накопитель устраняет потенциальные перегрузки и возникновение перенапряжения в сети. На эксплуатационные свойства действуют вибрация, тряски, объем, качество и периодическое (но обязательное) своевременное техническое обслуживание. В дополнение: частота и продолжительность полной разрядки, перерывы, длительность эксплуатации, уровень надежности, исправность электропроводки.
Могут использоваться при температуре окружающей среды -40 до + 60 градусов (обслуживаемые), от минус 50 до плюс 60 градусов (необслуживаемые). Температурные показатели электролита при этом не должны превышать 50 градусов.
Реле питания
Далее для разбора вопроса с назначением составляющих узлов по назначению электрооборудования трактора следует рассмотреть реле питания . Оно используется для корректной подачи и аккумулирования электроэнергии в батарее.
Оно имеет несколько фаз регулирования подачи и накопления энергии:
- При выключенном зажигании: подача постоянного тока к бортовому компьютеру объектам происходит от аккумулятора.
- При включенном: питание электроприборов, системы зажигания, остального используемого электрооборудования идет от химического элемента.
- При работающем авто: все системы питаются от выработки электрического тока генератором.
- Мотор заглушен: несколько минут питание поступает к компьютерному блоку для завершения его подсчетов, сохранения информации.
- Вынужденное электроснабжение: на случай потребности охлаждения мотора.
Потребители электроэнергии
Также электрооборудование трактора в обязательном порядке включает в себя набор потребителей электрической энергии:
- стартер;
- устройства зажигания;
- освещение, звуковая, световая сигнализация, измерительно-контрольные приборы;
- дополнительное оборудование, обеспечивающие комфорт.
Пуск двигателя
Для запуска используется стартер, аккумулятор, устройства управления, реле блокировки несанкционированного пуска, системы питания, воспламенения топлива. Зажигание, воспламеняющее смесь в цилиндрах разрядом искры между свечами, электродами. Для получения разряда необходимо напряжение. Преобразовать низковольтный в высоковольтный, задача катушки или приборов розжига от магнето, используемые на тракторах, мотоблоках.
Магнето
Работает автономно в отличие от батарейного типа. Обеспечивает стабильность при большой скорости вращения коленчатого вала при компактных размерах. В магнето объединены запальные свечи, трансформирующее устройство, распределитель, прерыватель. Существуют две магнитные схемы: с вращающимся магнитом или магнето, где вращение осуществляет магнитный коммутатор.
Электронное зажигание
Микропроцессорная техника, которая отвечает за управление пуском главного движущего механизма. Нет механического прерывателя, изменение параметров электроцепи происходит под управлением бортовым компьютером на основе собранных разными датчиками данных. В таком варианте используются свечи запала с установленными на них катушками, преобразующими низковольтный на высоковольтный электрический импульс. Отсутствуют высокое напряжение, нет необходимости в распределителе, управление дизелем производит борт компьютер.
Для облегченного запуска на тракторных машинах устанавливаются ТНВД, механизмы уменьшающие компрессию в цилиндрах за счет открытия выпускного клапана при такте сжатия или оснащаются электростартером, работающим от батареи.
Запуск электростартером
Две возможные схемы запуска:
- Прямой пуск двигателя электростартером.
- Первоначальный запуск стартером двухтактного или четырехтактного бензинового пускового мотора. Им осуществляется пуск основного двигателя дизельного типа.
Для передачи количества, силы оборотов от пускового к основному используется редуктор с одноступенчатой системой, многодисковой муфтой сцепления, обгонным роликовым механизмом, автоматом отключения пусковой шестерни.
Ровную работу мотора обеспечивают контрольные датчики, подающие информацию на блок управления. Электрооборудование тракторов и автомобилей является однопроводным. Это означает, что от элементов питания ко всем потребителям проводится один силовой провод с положительной полярностью, провод с отрицательным полюсом соединяется с массой техники. Напряжение на машинах с двигателями карбюраторного типа составляет 12 В, с дизельным 12 и 24 В. При 24-х устанавливаются два аккумулятора по 12 В.