Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Следить за расходом топлива — первоочередная задача водителя. Многие технические проблемы в автомобиле начинаются именно с увеличения потребления бензина или ДТ. Ввиду высокой грузоподъемности, отслеживать расход топлива грузового транспорта необходимо вдвойне.
Камазы являются надежными рабочими «лошадками» отечественного автопрома, соответственно, топливные системы их «отхаживают» многие тысячи километров. Однако, любой механизм со временем начинает сбоить, нередко цепляя за собой сопутствующие в его работе агрегаты.
Почему так важно знать?
Вообще, чем рациональнее относиться к диагностике работы систем своего автомобиля, тем больше уверенности, что он прослужит гораздо дольше. Самым главным аспектом является, конечно, безопасность, ведь неработающие агрегаты могут повести себя на дороге совершенно непредсказуемо. Вопросы повышенного расхода топлива не являются проблемой только одного человека — водителя транспортного средства — они касаются практически всех грузоперевозчиков. Тому есть ряд причин.
- Для большинства предприятий важно знать, на какой расход топлива они могут рассчитывать в разрезе конкретного грузовика. Данным образом составляются маршруты, логистические карты, определяется рентабельность постановки транспортного средства на конкретный маршрут, подсчитываются расходы водителя. Если эксплуатация грузовика обходится слишком дорого, первоочередно определяется причина перерасхода. Что дешевле: купить новый грузовик, или решать проблемы старого? Чтобы ответить на большинство этих вопросов, нужна достоверная информация о текущем состоянии тягача.
- Водители бывают разные: кто-то запасается топливом впрок, заливает полные баки, берет с собой дополнительные канистры, кто-то любит ездить «от заправки до заправки». Однако, у каждого может случиться ситуация, когда на имеющемся горючем нужно «дотянуть». Таким образом, рассчитывая, что горючего хватит, водитель может попытаться доехать до места назначения, зная свой примерный расход на 100 км. А если за последние несколько месяцев расход поменялся, пусть незначительно, добраться до места назначения будет более проблематично.
- Заправки оплачиваются денежными средствами, которые выдает предприятие. Правильно подсчитать необходимую сумму гораздо легче, зная, какое потребление горючего у автомобиля. Иными словами, на некоторых предприятиях от данных, поданных водителем, зависит размер командировочных расходов.
- Чем меньше «кушает» грузовик, тем меньше расходуется природных ресурсов, соответственно уменьшается количество вредных атмосферных выбросов. Данное пояснение, конечно, имеет более глобальный смысл, над которым водители задумываются меньше всего, ведь более практичные водители проверять топливную систему всегда будут на первом месте. Однако, отечественные производители, переведя производство ДВС к классам типа Евро, перешли к мировым стандартам качества класса экологичности. Поэтому вопрос количества вредных выбросов сегодня очень актуален. Некоторые страны до сих пор имеют зоны экологического контроля.
- Наконец, самый важный момент — если расход увеличился, значит с двигателем происходят какие-то технические неполадки, которые нужно скорее устранить.
Причин для отслеживания работ систем автомобиля может быть масса. В совокупности они определяют единый фронт работ — своевременный уход за транспортным средством. Оценить окупаемость грузовика, целесообразность его использования — основа основ при покупке спецтехники.
От чего зависит расход
Самый популярный промышленный тип тягачей Камаз — самосвал. Именно этот тип машин работает на высоконагруженных участках, сталкивается с трудными ландшафтными зонами, испытывает перегрузки. Данный вид грузовика выпускается в различных модификациях, с разными объемами, мощностями двигателей, поэтому расход каждого отдельного типа будет высчитываться по-разному.
Помимо технических моментов внутри машины (возможного износа деталей, поломок), на расход во многом влияют некоторые внешние факторы.
- Время года, в которое эксплуатируется автомобиль. Потребление, например, весной, осенью будет меньше, чем зимой. Зимой машина дольше прогревается, водители часто оставляют двигатель в рабочем состоянии на ночь, либо лишний раз не выключают двигатель, чтобы не замерзло ненадлежащего качества топливо, не выдерживающее низких температур. Если водитель пользуется кондиционером, летом горючего также будет уходить больше.
- Техническое состояние транспортного средства. Как правило, один поврежденный механизм, несет повреждение другому, ведь практически все системы внутри автомобиля взаимосвязаны тесным образом.
- Эксплуатационный срок играет очень важную роль. Более новые машины будут потреблять меньше горючего, чем транспорт с внушительным пробегом. Здесь большую роль играет износ деталей.
- Тип эксплуатации также различается, зависимо от назначения тягача. Чем активнее использовать автомобиль, давать больше нагрузок, тем больше будет уходить горючего. Данный фактор характерен для любого типа транспорта, потому что, когда двигатель работает на более низких стабильных оборотах, ему нужно меньшее количество топлива.
- Исправное состояние двигателя внутреннего сгорания — важный фактор. Особое внимание стоит уделять состоянию фильтров. Когда они забиваются, показатели могут резко ухудшиться.
- Качество дизеля. В попытках сэкономить многие водители встречаются с совершенно обратным эффектом — дешевое топливо уходит гораздо быстрее более насыщенного присадками, имеющего правильное октановое число для конкретного типа двигателя. Помимо прочего, некачественный продукт может нанести серьезный вред всему ДВС, загрязняя механизмы вредными веществами, которыми его разбавили для придания объема.
Затрагивая качество самого дизеля, важно понимать базовые факторы возможного ухудшения работы транспортного средства после заправки. Проблем при эксплуатации грузовиков, использующих российский дизель, встречается много.
- Жесткая работа двигателя, соответственно, плохие показатели экономии. Данный фактор определяется сниженным значением цетанового числа.
- Низкокачественный дизель образует отложения, поэтому пренебрежение своевременной диагностикой, техническим обслуживанием повлечет массу проблем при дальнейшей эксплуатации.
- Недостаточные смазывающие свойства ведут к малому ресурсу использования аппаратуры. Помимо нужного октанового числа самого дизеля, поднятию качества благодаря присадкам, смазывающие вещества должны обволакивать детали двигателя изнутри, снижая уровень трения.
- Разбавление водой, либо другими жидкостями ведет к внеплановым поломкам, лишним ремонтам, расходам. Помимо прочего, зимой такой дизель не выдерживает снижения температур, замерзает, оказывая максимально негативный эффект для всего ДВС.
- Многие производители вводят в заблуждение водителей своей зимней маркировкой топлива, указывая температурный коэффициент, не соответствующий действительности. Из-за этого усложняется зимняя эксплуатация транспортного средства.
Конечно, любой производитель устанавливает базовые единицы измерения для каждых пройденных ста километров. Однако, учитывая вышеперечисленные факторы, гораздо проще ориентироваться в целесообразности использования транспортного средства и его исправном техническом состоянии, ведь они играют очень важную роль.
Например, спецтехника грузоподъемностью семь тонн, двигаясь со средней скоростью 80 км/ч потребляет около тридцати литров на 100 км. Более грузоподъемному транспорту, до тридцати тонн, будет необходимо примерно на восемь литров больше. Чтобы наиболее корректно высчитать нормативы, нужно учитывать чистый вес транспортного средства, вес груза, общую массу.
В начале 2008 года был издан специальный документ — руководство по определению общероссийских показателей расхода топлива грузовыми автомобилями. Однако, каждое предприятие самостоятельно дополняет данные нормативы, опираясь на свои учетные данные и показатели. Чаще всего крупные логистические компании пользуются специальными расчетными формулами, помимо которых существуют стандартные нормы расхода топлива Камаза, учитывая модельный ряд авто, модификацию, сезонность выполнения рейсов.
Разница между теплыми и холодными сезонами составляет при нормальной работе двигателя примерно 3,5-5 литров. Если самосвал, либо простой тягач используются как автопоезд, потребление, конечно, возрастет. Показатели также увеличиваются при завышенной грузоподъемности. Количество дополнительных литров зависит от типа двигателя: бензиновые добавят к потребительскому уровню лишние два литра, дизельные — почти полтора литра, газовые — два с половиной. Бортовые машины и седельные тягачи рассчитываются иными формулами. Учитывается также различная комплектация ДВС, сезонные условия, нагруженность. ДВС их также имеют различные модификации, от которых зависит прибавление литража зависимо от сезона. Тягачам прибавляют зимой примерно три литра, бортовым машинам — около четырех.
Моторы Cummins различных классов типа Евро (1, 2, 3, 4) для разных видов грузовиков имеют свои показатели. Данными типами ДВС были оснащены десятки камских тягачей. Они считаются сегодня наиболее новыми, экономичными, экологичными, простыми в ремонте для своего класса двигателей.
Как правило, при нормальной работе мотора и всех комплектующих, цифры варьируются от 21 литра до 53. Модель Камаз 740 при отличном техническом состоянии входит в заявленные производителем 19 литров при минимальных нагрузках, модель с мотором 43118 потребляет уже 33 литра, хотя оба транспортных средства относятся к ряду 740х Камазов. Для ДВС Евро 3 самый маленький показатель 21л имеет Камаз 4308. Самосвалы потребляют в пределах 22-41л, минимальное принадлежит Камазу 43255, максимальное — 65201. Владельцам седельных тягачей придется рассчитывать на 22-33л, самым экономным среди которых, согласно подсчетам камского завода, оказался Камаз 5460.
Все показатели являются сугубо индивидуальными, дорога всегда непредсказуема и никогда не определишь, какого качества топливо предлагают заправки. Единственный способ обезопасить себя — заправляться исключительно на проверенных автозаправочных станциях, выбирать колонки нового типа. Производитель Камаз предлагает своим потребителям широкий модельный ряд тягачей различной грузоподъемности и потребляемости, чтобы каждое предприятие (либо собственник) могли «просчитать» идеальную для себя модель.