Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Затраты топлива в любом автомобиле зависят, в первую очередь, от типа и объема ДВС, а потом уже от габаритов машины, его грузоподъемности и функциональности. Поэтому, когда говорят о таком показателе, как потребление топлива, уточняют условия, при которых горючее сжигается.
Например, на МАЗ-5551 расход топлива официально заявлен 22 литра, но когда автомобиль, нагруженный на 85% от установленного производителем веса, движется со скоростью 60 км в час, расход дизтоплива составляет 23-28 литров. При этом МАЗ-5551 относится к экономичным грузовым машинам в своей весовой категории. На потребление нефтепродуктов влияет техническое состояние узлов и механизмов автомобиля.
Особенности модели МАЗ-5551
МАЗ-5551 – крупнотоннажный бортовой самосвал, производство которого начато в 1985 году и продолжается до сих пор. Его грузоподъемность в зависимости от модификации может составлять 8 или 10 тонн. Эта машина предназначается для транспортировки сыпучих материалов, используется:
- в сельском хозяйстве вывозит с полей, к примеру, собранный урожай корнеплодов;
- в строительстве, в том числе и в дорожном, транспортирует песок, щебень, грунт и тому подобные материалы;
- на промышленных предприятиях;
- в городском хозяйстве.
Первые модели были рассчитаны на 8 тонн грузов, в последующих версиях грузоподъемность была увеличена до 10 тонн.
Технические параметры МАЗ-5551:
- Габариты: 5990 х 2500 х 2925 мм (высота дана по крыше кабины).
- Расстояние между осями передних и задних колес составляет 3300 мм или 3950 мм.
- Расстояние от дороги до переднего моста (клиренс) – 28 см.
- Поперечное расстояние между крайними кромками передних колес – 2032 мм, задних колес – 2162 мм.
- Масса со снаряжением и водителем – 7,580 тонн.
- Полная масса (с грузом) – 16,230 тонн.
- Размер стандартного кузова – 3800 х 2269 х 630 мм.
- Радиус разворота, измеряемый по наружному колесу – 7,9 м.
Модификации
Минские инженеры и конструкторы на протяжении 30 лет совершенствовали МАЗ-5551. Модель прошла 2 рестайлинга, в результате чего появились модификации А2 и А3.
Кузова на МАЗ-5551
Если говорить о расходе горючего, следует вспомнить и о том, какие бывают кузова на МАЗ-5551. Ведь загруженность автомобиля также влияет на количество сгораемого топлива. Типовой, стандартный кузов – это цельнометаллический бортовой с откидным задним бортом. Разгрузка выполняется назад. Кузов управляется дистанционно. Он автоматически поднимается, и откидывается задний борт, чтобы не препятствовать высыпанию материала. Параметры:
- Объем кузова с низкими бортами составляет 5,5 м3 , с высокими − 12,5 м3.
- Время, затрачиваемое на подъем груженой платформы – 15 секунд, на опускание – 10 секунд.
- Угол подъема – 50°.
Список товаров:
Механизм опрокидывания – гидравлический с пневматическим управлением. За 35 лет существования МАЗ-5551 неоднократно совершенствовался и видоизменялся.
Модели | Грузоподъемность (в тоннах) | Замечания |
МАЗ 5551 и МАЗ-5551-020 | 8 | МАЗ-5551 оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем модели ЯМЗ-236М2-1. Цилиндры расположены V-образно. Модели аналогичны, имеют одинаковую группу колес с формулой 4х2. Отличие заключается в высоте бортов. |
МАЗ-5551 А2-320 | 10 | Турбированный дизельный мотор ЯМЗ-236НЕ с мощностью на 230 л. с. |
МАЗ-5551 А3-4327 | 10 | Модернизирован механизм разгрузки. Кузов объемом 12,5 м3. Выгружается на три стороны. Используется преимущественно в сельском хозяйстве. |
МАЗ-5551 А2-325 | 10 | Устанавливаются ДВС ЯМЗ-236НЕ-2 и ЯМЗ-6563.10-Е3. Кузов с низкими бортами и разгрузкой на три стороны. Используется в автопоездах. |
МАЗ-5551 А2-340 | 10 | Тягач со сцепным устройством полуавтоматом используется в городских условиях как автомобильный эвакуатор. |
Двигатели
Минский автозавод много лет сотрудничает с Ярославским моторным заводом, и большинство двигателей, которыми оснащены МАЗы, изготовлено в Ярославле. ДВС этого производителя отличаются:
- Адаптированностью к российским морозам. Минские МАЗы успешно работают в условиях Сибири и Заполярья.
- Надежностью.
- Невысокой ценой.
На некоторых модификациях МАЗ-5551 устанавливались зарубежные двигатели марок DEUTZиCUMMINS. Но они не прижились, поскольку сильно завышали себестоимость автотранспортного средства. Очевидно, они менее приспособлены к суровой российской действительности, поэтому, когда возникает вопрос, какой двигатель ставить на минский грузовик, большинство бывалых водителей рекомендуют ЯМЗ, К тому же, и Ярославский завод не стоит на месте, постоянно совершенствует свои двигатели.
В настоящее время на МАЗ-5551 А2 ставят ЯМЗ-236НЕ-2 и ЯМЗ-6563.10-Е3. Это четырехтактные ДВС с рабочим объемом на 11,15 литров. В них предусмотрены:
- Непосредственный впрыск топлива.
- Воспламенение топливно-воздушной смеси от сжатия.
- Жидкостная система охлаждения. В современных системах используется антифриз.
- Теплообменник, функционирующий на масле.
- Интервальное охлаждение наддувочного воздуха в воздушном теплообменнике.
С 90-х годов на грузовик устанавливают более мощный движок с турбонаддувом ЯМЗ-6563.10 или ЯМЗ-6581.10 мощностью в 230 л. с. Эти силовые агрегаты согласуются с требованиями стандарта Евро-3.
Нормы затрат дизтоплива на МАЗ-5551
Несмотря на заявленный заводом расход топлива, нормы устанавливаются более высокие. Это связано с износом двигателей, качеством дорог, высокой загрузкой транспортного средства и другими факторами. Например, заводом заявлен расход топлива на МАЗ-5551 в расчете на 100 м пробега – 22 литра, а фактически мотор сжигает до 33 литров.
- МАЗ-5551-020 Р2 с 8-мицилиндровым ДВС без турбонаддува ЯМЗ-238М2 сжигает 28 литров горючего.
- На десятитонниках расход дизтоплива выше. Так, МАЗ-5551 A2-323 с движком ЯМЗ-6563.10, выпущенный после 2008 года, сжигает 33,5 литра горючего.
Прежде, чем оценивать экономичность машины и ее двигателя, следует обращать внимание на то, какая грузоподъемность у автомобиля МАЗ. Рентабельность машины окажется сниженной, если она будет работать с неполной загрузкой. Перегрузка отрицательно скажется на шасси и подвесках. Также следует отметить, что при перегрузке двигатель долго не протянет. В идеале, если автомобиль будет работать с загрузкой до 90%, тогда и прослужит долго, и топлива лишнего не сгорит впустую.