Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Схема подсоединения редуктора среднего моста КамАЗ-6520 идентична схеме подключения заднего моста этого же автомобиля. Но следует понимать, что в собранном виде данные узлы не являются взаимозаменяемыми. Главным предназначением передачи является увеличение крутящего момента относительно вала перпендикулярно.
Какие элементы входят в конструкцию передачи
Конструкция среднего моста для грузовика КамАЗ-6520 по схеме состоит из следующих конструктивных элементов:
- Зубчатой пары цилиндрической формы (устанавливаются колеса с косыми зубьями).
- Зубчатой передачи конической формы (в схему входят шестерни зубьями в форме спирали).
- Валов. Используются в качестве осей, на которые воздействует крутящий момент.
- Крепежей.
- Уплотнений.
- Подшипников.
Межколесный дифференциал устанавливается внутри корпусной детали картера на паре подшипников конического типа. Симметричный картер в форме конуса подходит для среднего или заднего моста.
Схема среднего редуктора КамАЗ-6520 в конструктивном плане состоит из дифференциала, который содержит следующий набор компонентов:
- корпус, состоящий из двух соединенных болтами чашек;
- крестовина с сателлитами (всего 4 штуки),
- шайбы опорные;
- пары полуосевых шестерен.
Назначение дифференциала между колесами — равномерное распределение вращения. Если дорожное полотно неровное, то даже на крутых поворотах колеса будут вращаться с разными скоростями. Главное преимущество механизма — снижение износа деталей, конструктивно предусмотренных в узле, и эффективная работа моста.
Преодоление неровной местности и крутых поворотов обуславливает работа дифференциала, но если на дорогах гололедица, то проходимость автомобиля будет снижена. Для избежания таких ситуаций предусмотрена блокировка узла. Она включается перед тем, когда требуется проехать по скользкому участку или вязкому полотну. При этом сцепление должно быть выключено, а техника полностью остановлена.
При блокировке дифференциала скоростной режим задается не более 10 км/час при прямолинейном направлении движения. Блокировка отключается, если дорога твердая и ровная. Такое действие выполняется для того, чтобы передача не выходила из строя.
Принцип работы технического устройства
На двойной передаче у среднего моста грузовика располагается проходной вал в качестве привода к передаче заднего моста. В горловине картера устанавливается ведущая коническая шестерня на 2 подшипниках роликового типа. Внутри корпусной детали, между обоймами расположена опорная втулка и шайбы для регулировки. На шестерне шлицованный конец ступицы присоединен к шестерне конического типа дифференциала между осями. Вал привода находится внутри ступицы, присоединен к конической оси шестерни и с ведущим валом передачи главного моста через кардан.
Опирание промежуточного вала с одной стороны осуществляется на 2 роликовых подшипника конического типа (между обоймами внутри находятся регулировочные шайбы), а с другой стороны — на подшипник роликового вида, фиксирующий промежуточный вал от возможных перемещений вдоль оси.
Цилиндрическая шестерня с косыми зубьями выполнена с промежуточным валом, на конце которого напрессована ведомая коническая шестерня, удерживаемая за счет шпонки от проворачивания. На заводах-изготовителях наносят клеймо на ведущую и ведомую шестерни с указанием порядковых номеров комплектации. На конических подшипниках производится вращение цилиндрической ведомой шестерни. Регулировка подшипников производится гайками.
Внутри дифференциала (в половине корпусной детали) в разъеме зажата крестовина. На шипах последней установлены 4 конических сателлита. Каждый сателлит зацеплен с двумя прямозубыми коническими полуосевыми шестернями, которые установлены на ступицы внутри корпуса дифференциала. Опорные поверхности сателлитов и их торцов имеют форму сферы, что важно для обеспечения правильного зацепления и центровки.
Чтобы показатель силы трения и риск получения задиров были снижены, между корпусной деталью дифференциала и торцами шестерен устанавливаются опорные шайбы плавающего типа. Последние элементы изготовлены из стали с невысоким содержанием углерода, а их поверхность фосфатирована и цианизирована. Для сборки подбираются шайбы нужной толщины.
Характеристики редукторов
Оценка узла осуществляется по следующим значениям:
- Передаточное число. Этот показатель характеризуется отношением количества зубьев ведомого механизма к аналогу ведущего. Для автомобилей КамАЗ выпускаются детали с отношениями 5.11; 5.43; 5.64; 6.33; 5.55; 6.88; 7.22; 4.98. Если это значение больше, то условия преодоления препятствий более сложные, при этом нагрузка на автомобиль в процессе езды увеличивается.
- Коэффициент полезного действия (КПД).
- Показатель мощности.
- Скорость вращения валов угловая.
- Количество валов.
- Типы передачи.
Редукторы, установленные на всех мостах, должны иметь одинаковое число передач. Если число будет разным, то это приведет к поломке. Если грузовик работает на невысокой скорости, то можно установить невысокое число передач, а на автомобилях с высокими нагрузками стоит устанавливать повышенное передаточное число.
Основные неисправности
В редукторах предусмотрены надежные узлы. Поэтому если регулярно проводить диагностику, смазку трущихся частей и своевременную замену масла, то механизм прослужит долго. Статистикой отмечается, что наиболее встречающимися неисправностями редукторов являются:
- Превышение температуры на поверхности деталей, что происходит вследствие неверной настройки зубьев, большого количества масла в картере или недостаточного количества смазочной жидкости, если подшипники очень сильно натянуты.
- Шумы при работе механизма. При торможении отмечается скрежет металла.Слабое зацепление или большой процент износа подшипников, а также неотрегулированный узел сцепления.
- Течь масла. Это явление возникает при загрязнении сапуна или износа манжет.
Редуктор — это главный элемент трансмиссии, устанавливаемый для передачи крутящего момента, возникающего при эксплуатации техники. Момент кручения передается от коленвала к ходовому механизму. На агрегат воздействуют существенные нагрузки, в связи с тем, что устройство приводит мосты грузовика в движение. Узел вращается постоянно, поэтому особое внимание уделяется подшипникам и шестерням, испытывающим нагрузки силы трения. Для нормального функционирования деталей необходимо с заданной частотой и в случае необходимости добавлять масло.
Неисправности могут быть вызваны разными обстоятельствами, в том числе, износом элементов. Одной из причин поломки является использование масла низкого качества или с прошедшим сроком годности, нарушение целостности корпуса, износ или неправильная затяжка подшипников.
Как правильно отремонтировать редуктор
Ремонт механизма лучше доверить специалистам сервисного центра, так как компанией предоставляется гарантия на выполненные работы, имеются соответствующее оборудование и запасные части.
Последовательность выполнения ремонтных работ:
- Полностью слить масло.
- Демонтировать ведущий мост.
- Разобрать на составные конструктивные элементы ведущий мост.
- Произвести замену изношенных частей на аналоги.
- Собрать узел.
- Отрегулировать мост.
- Провести испытания на максимальный нагрев до 75 градусов и отсутствие скрежета трущихся частей.
- Установить готовую конструкцию на место.
В конструкции узла присутствуют дифференциал и главная передача, размещенные в картере. Последний закрепляется на фланцах в центре моста. Нормальная эксплуатация устройства осуществляется после смазки деталей. Через специальное сливное отверстие картер наполняется смазочной жидкостью, контроль за уровнем масла производится через отверстие у крышки. Смазка подается подшипникам по желобам, закрепленным к внутренней поверхности картера, и через каналы, расположенные на стенках устройства.
Регулировка передачи
При регулировке редукционного узла со средним мостом у грузового автомобиля КамАЗ-6520 производится настройка следующих моментов:
- Пятно при контактировании зубчатых шестеренок.
- Зазор сбоку, образованный во время зацепления зубчатой пары.
- Кольца подшипников конического типа должны быть правильно натянуты.
- Дифференциал, получаемый между колес. Важно выставить механизм, чтобы зубчатые венцы у колес (ведущего и ведомого) были расположены симметрично.