Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Первые грузовые автомобили, созданные в СССР после войны, во многом, были похожи на американские машины, приходившие в страну по Ленд-лизу. Это происходило, потому что в довоенное время Советский Союз не имел собственной школы разработки тяжелых грузовых машин с высокой проходимостью. Но в ходе боевых действий военным стало ясно, что без мощного трехосного автомобиля с хорошей грузоподъемностью им не обойтись. Поэтому в 1946-ом году на основе технических параметров американских машин Studebaker US6 и International M-5-6 был разработан грузовик ЗИС-151. Именно он и стал предшественником будущего ЗИЛ-157.
Но нельзя говорить, что новый ЗИС-151 был полностью скопирован с «американцев». Например, первая опытная машина, выпущенная заводом, имела односкатные задние колеса, что позволяло ей серьезно опережать будущие серийные грузовики на грунтовых дорогах и в условиях бездорожья. Но Министерство Обороны не оценило такое решение, и поэтому в серию пошла модель с двускатными задними колесами. Сегодня многие специалисты говорят, что такое решение привело к отставанию СССР в области разработки внедорожников всех типов.
При разработке окончательного варианта ЗИЛ-157 инженеры решили устранить некоторые конструктивные недостатки ЗИС-151. Они смогли:
- установить на машину радиатор четырехрядного типа (это позволило снизить возможность перегрева двигателя и агрегатов);
- сократили длину грузовика;
- более равномерно распределяют нагрузку на оси, что позволило повысить проходимость.
Один из первых серийных образцов этого автомобиля был представлен делегацией СССР на автовыставке в Брюсселе (1958-ой год), где его высоко оценили иностранные специалисты. В этом же году машина пошла в серию. Автомобиль выпускался не только на головном заводе ЗИЛ, но также новоуральском УАМЗ. Последние грузовики этого типа Уральский завод выпустил в 1994-ом году.
Ниже в этой статье мы рассмотрим особенности конструкции редуктора ЗИЛ-157, а также некоторых других узлов и агрегатов.
Применение
За годы производства советская промышленность выпустила примерно 800 тысяч грузовых автомобилей ЗИЛ-157. Эти машины применялись как в армии, так и в гражданских службах. Так как автомобиль отличался замечательной проходимостью, в основном, его применяли для перевозки людей и грузов в регионах с плохим дорожным покрытием и на бездорожье. Также следует сказать, что на базе этого транспортного средства изготовлялись: автоцистерны, мастерские, пожарные автомобили, буровые.
В армии ЗИЛ-157 использовали в качестве платформы для установки ракет комплекса ПВО С-75, систем залпового огня, а также для перевозки военнослужащих и подвоза боеприпасов.
Конструкция
Грузовой автомобиль ЗИЛ-157 является доработанной с учетом пожеланий заказчиков версией грузовика ЗИЛ-151.
Среди важных особенностей модели следует выделить:
- применение одноколесной ошиновки и покрышек со специальным протектором позволило повысить проходимость ЗИЛ-157;
- на машине применяются колесные диски с уменьшенным радиусом;
- запасное колесо расположено в зазоре между лонжероном и полом в задней части машины;
- благодаря переносу запаски раму ЗИЛ-157 удалось сократить на 250 мм;
- машина имеет систему, позволяющую регулировать давление в шинах при помощи ручного управления из кабины;
- кроме основного автомобиль также имеет дополнительный бак на 65 литров, размещенный в задней части.
Модель ЗИЛ-157 получила клепаную раму, оборудованную усилителями, в месте, где установлена ось балансирной подвески. Боковые элементы рамы сделаны из штампованных деталей с переменным сечением.
Редуктор ЗИЛ-157
Редуктор представляет собой устройство, преобразующее крутящий момент. Данный узел применяется в различной технике. В том числе, он используется в автомобиле ЗИЛ-157.
Принцип работы редуктора довольно прост. Преобразование крутящего момента этим устройством происходит благодаря применению зубчатых колес, имеющих разный диаметр. Например, если в устройстве ведущая шестерня имеет меньший диаметр в сравнении с ведомой, это приводит к снижению скорости вращения ведомого вала и увеличению показателей крутящего момента. Направление передач в такой конструкции может осуществляться при помощи гипоидной или зубчатой передачи. Такая схема позволяет размещать валы как перпендикулярно, так и под разными углами.
Важнейшей характеристикой редуктора является передаточное число. Этот параметр определяет частоту вращения ведущих деталей по отношению к скорости вращения ведомых элементов. В редукторах рулевой системы также применяется характеристика, указывающая на отношение между поворотом руля и углом поворота колес.
В автомобилях семейства ЗИЛ-157 применяются два типа редукторов для решения разных задач:
- Редуктор рулевой системы. Выполняет несколько задач, а именно: увеличивает крутящий момент и таким образом упрощает управление транспортным средством, а также преобразует вращательные движения рулевым колесом в поступательную работу рулевых тяг.
- Редуктор ведущего моста. Позволяет передавать и изменять крутящий момент от КПП при помощи карданного вала на колеса. Кроме того, благодаря применению дифференциала с планетарным механизмом ведущий мост способен обеспечить разную скорость вращения колес во время поворотов, при езде на скользкой или грунтовой дороге.
- Колесные (бортовые) редукторы. Такие устройства устанавливают рядом с каждым колесом, чтобы преобразовывать крутящий момент, исходящий от ведущего моста и передавать его каждому отдельному колесу. Подобное решение делает конструкцию автомобиля сложнее, но при этом добавляет машине несколько плюсов, в том числе: увеличение дорожного просвета, повышение надежности ведущего моста, снижение нагрузки на основной редуктор.
Таким образом, редукторы позволяют значительно увеличить возможности автомобиля в плане управляемости и проходимости по разным дорогам.
Устройство подвески ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157 изначально был задуман как транспортное средство с повышенной проходимостью и высокой грузоподъемностью. Это требовало особого подхода от проектировщиков и инженеров, и следует отметить, что они справились с этой задачей.
Рассмотрим подвеску ЗИЛ-157 более внимательно:
- Передний мост ЗИЛ-157. Его конструкция включает полуэллиптическую рессору с телескопическими амортизаторами.
- Задний мост ЗИЛ-157. Включает балансирные полуэллиптические рессоры.
- Мосты ЗИЛ-157. Имеют полуоси и дифференциалы.
- Привод. Осуществляется через карданный вал.
- Механизм руля. Червячный глобоидальный, имеет три гребня на ролике.
- Передаточное число. Составляет 23,5.
Устройство переднего моста ЗИЛ-157 позволяет водителю совершать разнообразные маневры, что очень полезно особенно на бездорожье. Все мосты этого автомобиля оснащаются ходовыми узлами одного типа, а именно полуосевыми балками с дифференциалами. Передаточное число, которое идет от редакторов, одинаково для всех мостов.
Крепления и кронштейны рассчитаны на взаимодействие с эллиптическими рессорами. Подобная конструкция обеспечивает высокую надежность и отличную проходимость этой машины. Именно поэтому ЗИЛ-157 до сих пор используется в разных регионах страны.