Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
ГУР КамАЗ: устройство, регулировка
КамАЗ, пожалуй, самый распространённый грузовой автомобиль на территории России. Грузовики Камского Автозавода ещё во времена СССР зарекомендовали себя как надёжные, неприхотливые и достаточно комфортные машины. Большинство водителей в СССР считали за счастье работать именно на КамАЗе. Одной из причин этого было наличие гидроусилителя руля (ГУР) на грузовике,что являлось неслыханной роскошью для отечественного автопрома.
Однако этот узел, который серьёзно облегчает труд водителя, приходится обслуживать, а также ремонтировать. В этой статье мы поговорим о том, как это правильно делать и когда.
Задачи, которые решает ГУР КамАЗ
Гидроусилитель руля есть далеко не на всех легковых автомобилях. И понятно почему, легковушки достаточно лёгкие и управлять ими можно и без усилителя руля. Однако попробуйте это сделать на тяжеленом КамАЗе. На машине, масса которой 10 тонн без груза, повернуть руль без ГУР практически невозможно, конечно если вы не чемпион по тяжёлой атлетике. Поэтому в тех случаях, когда усилитель выходит из строя управление машиной превращается в настоящую пытку. И любой водитель старается его починить как можно быстрее.
Устройство типичного ГУРа КамАЗ
Любой усилитель руля состоит из следующих основных узлов:
- Распределителя;
- Гидроцилиндра;
- Рабочей жидкости;
- Насоса.
Современные ГУР оснащаются ещё и электронным блоком управления.
Особенностью гидроусилителя КамАЗа является то, что все его исполнительные механизмы собраны в одном корпусе. Рабочей жидкостью являются жидкости для гидроусилителя и автоматических КПП типа ATF.
Принцип работы ГУР следующий. Главное, что нужно всегда помнить так это то, что усилитель работает только при работающем силовом агрегате. Он запускается при помощи ремня, идущего от коленчатого вала, который приводит в действие насос. На КамАЗах насосы могут быть роторные или аксиально-поршневые.
Общее устройство рулевого управления КамАЗа
- рулевое колесо;
- колонка рулевого управления;
- кронштейн;
- фланец;
- регулировочная гайка;
- карданная передача;
- радиатор;
- распределитель;
- угловой редуктор;
- рулевой механизм;
- продольная рулевая тяга;
- сошка;
- вал сошки;
- насос;
- бачок.
При запуске двигателя насос (14) качает рабочую жидкость из бачка (15). Жидкость под высоким давлением попадает в распределитель золотникового типа, а тот уже помогает водителю вращать руль (1).
Для отслеживания усилия на руле применяется специальное устройство. На КамАЗе таковым является торсион, который находится в разрез рулевых валов.
Когда машина движется по прямой, и на руле нет никакого усилия, тогда торсион открыт, а клапана распределителя перекрываются. В этом случае ГУР не работает, и рабочая жидкость направляется обратно в бачок.
Когда же водитель начинает поворот, торсион поворачивается и золотник открывает каналы, по которым рабочая жидкость под давлением направляется к механизмам ГУР. Это облегчает вращение рулевого колеса.
В тех случаях, когда рулевое колесо повёрнуто до отказа, открываются предохранительные клапаны, они отводят давление жидкости и, по сути, отключают усилитель. Это сделано для того,чтобы избежать повреждения рулевого механизма,так как усилия, создающегося ГУРом вполне достаточно, чтобы его порвать.
ГУР КамАЗ-5320
КамАЗ-5320 можно считать классической машиной. Это один из самых распространённых тяжёлых грузовиков на просторах нашей страны. Машина выпускалась с далёкого 1976 года, а закончен её выпуск был в самом начале 21-го века.
ГУР КамАЗ-5320 можно считать самым простым среди всего семейства Камских грузовиков. Он имеет следующее устройство:
Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-5320
1, 14, 22 и 42 – крышки; 2 – реактивный плунжер; 3 – корпус клапана управления; 4 и 36 – пружины; 5 – регулировочные прокладки; 6 и 12 – шарикоподшипники; 7 – ведущий вал с зубчатым колесом; 8 – игольчатый подшипник; 9 – уплотнительное устройство; 10 – корпус; 11 – ведомое зубчатое колесо; 13, 32 и 44 – стопорные кольца; 15 – упорное кольцо; 16 – уплотнительное кольцо; 17 и 26 – винты; 18 – сектор; 19 – вал сошки; 20 – перепускной клапан; 21 – колпачок; 23 – картер; 24 – поршень-рейка; 25 – пробка; 27, 30, 39 и 41 – гайки; 28 – желоб; 29 – шарик; 31 – стопорная шайба; 33 – корпус редуктора; 34 – упорный подшипник; 35 – плунжер; 37 – золотник; 38 – шайба; 40 – регулировочный винт; 43 – уплотнение; 45 – регулировочная шайба; 46 – упорная шайба
ГУР КамАЗ-4310
Несмотря на то, что КамАЗ-4310 также машина не свежая (она производилась с 1981 года),её ГУР имеет некоторые отличия от базового усилителя.
Прежде всего, нужно знать, что КамАЗ-4310 разрабатывался как машина для армии с колёсной формулой 6 × 6. Армейская специфика внесла некоторые изменения в конструкцию гидроусилителя руля, направленные на его большую надёжность и устойчивость к повышенным нагрузкам.
Все основные узлы ГУР такие же, как и на предыдущей машине, однако, силовой цилиндр выполнен в едином картере со всем рулевым механизмом. Управляющие клапана оснащены системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами. Это было сделано для того, чтобы создать реактивное усилие на руле в момент его поворота на больших скоростях.
Этот момент стал очень важен, так как машинами очень часто управляли неопытные водители, которые на больших скоростях могли резко крутить рулём, что приводило к авариям и неоправданным поломкам.
Другим отличием конструкции усилителя является несколько иное крепление рулевой сошки. На полноприводных КамАЗах болты и шплинты заменили на гайки со стопорными шайбами.
Далее предлагаю вашему вниманию сборочную схему гидроусилителя руля КамАЗ-4310:
- Болт
- Шайба 8 пружинная
- Крышка передняя
- Кольцо уплотнительное
- Гайка М25х1,5-6Н
- Шайба пружинная
- Гайка М10х1,25-6Н
- Шайба 10 пружинная
- Подшипник упорный
- Механизм рулевого управления в сборе
- Редуктор угловой в сборе
- Сошка рулевого управления
- Шайба
- Гайка
- Шарик-заглушка
- Болт М10х1,25-6gх30
- Шайба
- Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75
- Крышка боковая
- Манжета уплотнительная вала сошки
- Кольцо уплотнительное
- Кольцо уплотнительное редуктора руля
- Втулка
- Кольцо уплотнительное
- Кольцо упорное
- Шайба регулировочная
- Винт регулировочный
- Шайба упорная
- Вал сошки
- Шайба упорная уплотнительной манжеты вала сошки
- Картер механизма рулевого управления
- Кольцо уплотнительное рулевого механизма
- Клапан перепускной
- Колпачок клапана
- Крышка задняя картера рулевого управления
- Втулка картера
- Манжета вала сошки в сборе
- Кольцо упорное
- Манжета наружная сальника сошки вала в сборе
- Шарик-заглушка
- Пробка магнитная в сборе
- Винт установочный
- Рейка-поршень
- Гайка шариковая
- Желоб шариковой гайки
- Кольцо уплотнительное рейки-поршня
- Кольцо распорное
- Шпилька М10х1,25х20х35
- Кольцо упорное втулки
- Кольцо уплотнительное винта рулевого управления
- Кольцо распорное
- Втулка плавающая
- Винт рулевого управления
- Болт М10х1,25-6gх50
- Пломба
- Проволока
- Колпачок регулировочного винта предохранительного клапана
- Болт М10х1,5-6gх65
- Вал сошки с регулировочным винтом и боковой крышкой
- Клапан управления гидроусилителем руля в сборе
- Пружина предохранительного клапана
Гидравлический насос
Это то устройство, которое создаёт давление рабочей жидкости в гидроусилителе руля. На КамАЗах он располагается в развале блока цилиндров.
На грузовиках Камского завода используются насосы лопастного типа, двойного действия. То есть в ходе одного оборота крыльчатки происходит и цикл нагнетания, и цикл всасывания.
Гидравлический насос
Характерные поломки, которые присущи ГУРу
Гидроусилитель считается довольно надёжным узлом и проблемы с ним случаются достаточно редко. Однако, тяжёлые условия эксплуатации в наших климатических условиях, пусть и изредка, но приводят к выходу ГУР КамАЗа из строя.
Все неисправности на КамАЗовских усилителях делятся на два типа:
- Неисправности механической части;
- Неисправности гидравлической части.
При эксплуатации в условиях крайнего севера нередко из-за мороза увеличивается вязкость рабочей жидкости, а это в свою очередь приводит к тому, что она срывает сальники системы.
Это естественно далеко не единственная неисправность, которая может случиться с ГУР. Основные будут перечислены ниже.
Неустойчивое движение автомобиля на дороге
Причин у этой проблемы может быть несколько. Чаще всего это происходит из-за слишком большого свободного хода руля. Лечится эта неисправность регулировкой свободного хода.
Также неустойчивое движение грузовика может быть вызвано повышенным износом деталей винтовой пары рулевого механизма. В этом случае вам придётся заменить комплект шарико-винтовой пары.
Ещё одна возможная причина — ослабление затяжки гайки упорных подшипников рулевого механизма. Гайку нужно просто подтянуть.
Другой причиной может быть неуверенная работа, заедание золотника или реактивных плунжеров в корпусе клапана управления гидроусилителем. Эта неисправность устраняется простой промывкой клапана управления ГУР.
Ну и последней из распространённых причин является повреждение внутреннего сальника рулевого механизма. Вам придётся ГУР разобрать, а сальник заменить.
Недостаточная или неравномерная работа гидроусилителя
Такая неисправность одна из самых распространённых и имеет она достаточно большое количество причин:
1. Перетянуто зубчатое зацепление рулевого механизма.
Для устранения этой неполадки нужно отрегулировать усилие на руле при помощи регулировочного винта.
2. Насос не развивает необходимого давления в системе.
Это может произойти, когда засоряются фильтры,или имеет место быть повышенный износ насоса. Решается эта проблема путём чистки насоса, и при обнаружении повышенного износа, его замены.
3. Потеря рабочей жидкости.
Это происходит при износе резиновых уплотнений. Их нужно заменить, а жидкость долить.
4. Течь обратного клапана рулевого механизма.
Тут просто нужно течь устранить и вернуть клапану герметичность.
5. Недостаточное количество жидкости в системе, наличие в ней воздуха.
Кроме низкого уровня рабочей жидкости, признаком этой неисправности является появление пены в бачке и помутнение рабочей жидкости.
Эта неисправность устраняется путём доливки рабочей жидкости и удаление воздуха из ГУР.
6. Перебои при работе перепускного клапана.
Чаще всего перебои случаются из-за засорения клапана. Решается эта проблема путём промывки перепускного клапана. Для промывки лучше всего использовать ацетон или растворитель.
7. Недостаточная затяжка гайки упорных подшипников винта рулевого механизма.
Проблема лечится путём затяжки гайки.
8. Сбилась регулировка пружины предохранительного клапана.
Требуется провести регулировку пружины клапана.
9. Нарушение герметичности предохранительного клапана.
Клапан нужно перебрать и течь устранить.
Полное отсутствие усиления при различных скоростях вращения коленчатого вала двигателя
Несмотря на то, что неисправность достаточно серьёзная причин её возникновения не так уж и много:
1. Разболталось седло предохранительного клапана насоса.
Данная неисправность устраняется путём затягивания седла.
2. Лопнула пружина клапана.
Клапан нужно разобрать и пружину заменить.
3. Перестал работать перепускной клапан.
Требуется разборка насоса и чистка клапана или его замена.
4. Перестал работать обратный клапан рулевого механизма.
Это происходит, когда нарушается герметичность клапана. Для устранения этой неполадки насос также нужно разобрать и герметичность клапана восстановить.
5. Лопнула пружина предохранительного клапана рулевого механизма.
Для устранения этой проблемы требуется замена пружины.
Усилие на рулевом колесе неодинаково при поворотах вправо и влево
У этой неисправности обычно всего одна причина. Это происходит, когда повреждены внутренние сальники рулевого механизма.
Устраняется путём замены повреждённых деталей.
Рулевой механизм заклинивает при поворотах
Заедание рулевого механизма может происходить всего по двум причинам:
1. Когда заклинивают золотники или реактивные плунжера клапана управления ГУР.
Устраняется эта проблема при помощи разборки гидроусилителя, тщательной его чистки и мытья в растворителе.
2. Повышенный износ зубчатого зацепления рулевого механизма.
Самая серьёзная неисправность, при ней требуется замена всего рулевого механизма целиком.
Стук в рулевом механизме или в карданном вале рулевой колонки
Эти симптомы могут выдавать следующие неполадки:
1. Когда увеличивается зазор зубчатого зацепления рулевого механизма.
Устраняется эта проблемы регулировкой зазора при помощи регулировочного винта.
2. Ослабли гайки болтов соединения сошки рулевого управления.
Решение этой проблемы очевидно — гайки нужно подтянуть.
3. Ослабли гайки клиньев крепления вилок карданного вала или имеется повышенный износ шлицевого соединения.
Тут тоже ремонт достаточно несложен, гайки нужно подтянуть и шлицевое соединение заменить.
Повышенный шум при работе насоса
Причины данной неполадки могут быть следующие:
1. Недостаточно рабочей жидкости ATF в системе.
Очевидное решение — жидкость нужно долить.
2. Фильтр насоса перестал выполнять свои функции.
Требуется замена фильтра.
3. В системе присутствует воздух.
Воздух нужно удалить, а герметичность системы восстановить.
4. Деформирован коллектор.
При незначительной деформации коллектор нужно выровнять. Если повреждения значительны, то его придётся менять.
5. Нарушена герметичность прокладки коллектора.
В этом случае коллектор нужно разобрать, а прокладку заменить.
Выброс масла через предохранительный клапан крышки бачка насоса
Тут также имеется несколько причин этой проблемы:
1. Самая очевидная — чрезмерное количество жидкости ATF в системе.
Лишнюю жидкость нужно слить.
2. Грязный или неисправный фильтр насоса.
Фильтр нужно заменить.
3. Нарушена геометрия коллектора.
В случае незначительных повреждений коллектор нужно выровнять. Если повреждения большие, то его лучше заменить.
4. Нарушена герметичность прокладки коллектора, в систему попал воздух.
Эта проблема решается заменой прокладки с предварительным удалением воздуха из системы.
Постоянное падение уровня масла в бачке насоса
Такая проблема возникает при единственной неисправности — масло уходит из-за повреждения сальника валика насоса.
Очевидно, что для решения этой проблемы сальник нужно заменить.
Поломка передней крышки рулевого механизма (в холодное время года)
Эта проблема может произойти по ряду причин:
1. В системе залита жидкость несоответствующая времени года.
В этом случае жидкость нужно заменить на ту, которую рекомендуют использовать в холодное время года. Также вам придётся заменить и крышку.
2. В систему попала вода.
В этом случае также потребуется замена крышки и замена рабочей жидкости на новую.