Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Трактор МТЗ-80 широко известен на просторах бывшего Советского Союза под названием «Беларус». Это неприхотливая универсальная машина способна выполнять широкий спектр задач. Она применяется в разных сферах:
- сельское хозяйство;
- коммунальные службы;
- строительная отрасль;
- добывающая промышленность;
- горно-обогатительные предприятия;
- другие области народного хозяйства.
Изначально при разработке МТЗ-80 инженеры стремились максимально упростить конструкцию этого агрегата и в конечном итоге им это удалось. Трактор чрезвычайно легко обслуживать и ремонтировать.
Одним из важных элементов конструкции МТЗ-80 является вал отбора мощности (ВОМ). Ниже в этой статье мы разберем, что же из себя представляет данный конструктивный элемент, какой выполняет функционал, а также каким образом следует регулировать и обслуживать данный узел.
Устройство ВОМ МТЗ-80
Вал отбора мощности представляет собой узел трансмиссии, который отбирает крутящий момент у силовой установки и перераспределяет на внешние механизмы. Благодаря наличию ВОМ у оператора есть возможность подключать к трактору разнообразное навесное и прицепное оборудование (машины, автономные агрегаты). Именно наличие ВОМ делает «Беларус» многофункциональной, универсальной техникой, которая способна выполнять очень разные виды работ.
Сегодня все тракторы этой серии, выходящие с конвейера Минского тракторного завода, в обязательном порядке оснащаются валом отбора мощности. Все такие узлы делятся на три типа: боковые, задние и передние. Особенно популярна техника с задним расположением ВОМ, так как это позволяет операторам машин применять максимально широкий спектр навесного и прицепного оборудования. Спецтехнику с боковым и передним расположением ВОМ можно встретить гораздо реже.
Схема устройства ВОМ МТЗ-80 включает в себя следующие агрегаты и механизмы:
- Планетарный редуктор управления является основной частью вала отбора мощности. Подключается к дополнительному оборудованию и агрегатам при помощи специального шлицевого хвостовика. При заднем варианте расположения вала отбора мощности редуктор устанавливается прямо внутри корпуса заднего моста. В случае с передним расположением ВОМ редуктор размещают в передней половине машины, причем в этом случае используется такой же привод как при заднем расположении ВОМ. При боковом ВОМ планетарный привод не используется, для такой схемы достаточно более простого механизма, который взаимодействует с силовой установкой через шестерни.
- Переключатель, позволяющий выбирать тип привода. Отвечает за возможность выбора привода для вала, имеет конструкцию, включающую кулачково-зубчатую муфту. Она установлена на валу механизма (планетарного) и передвигается по нему с помощью специального рычага.
- Редуктор управляющий переключением скоростей для любых типов привода (в стандартном исполнении двухступенчатый для 540/545 или 1000 оборотов). Этот узел монтируют прямо внутри корпуса сцепления МТЗ-80. Элемент имеет сразу две пары шестерен, а также муфты, позволяющие переключать скорости. При выборе скорости, с которой вращается ВОМ, задействуется поводок, перемещающий зубчатую муфту в определенное положение. Поводок размещен прямо на корпусе коробки передач трактора, из-за чего у оператора нет возможности выбирать скорость вращения вала при нахождении внутри кабины, что является минусом.
Таким образом, именно планетарный редуктор является важнейшей деталью вала отбора мощности. Эта информация потребуется в случае необходимости регулировки ВОМ МТЗ-80 своими руками, а также его обслуживании и ремонте.
Как отрегулировать ВОМ на МТЗ-80
Чтобы обеспечить нормальную работу ВОМ, оператор техники должен периодически проводить осмотр узла, а также осуществлять регулировку вала отбора мощности на МТЗ-80. При этом следует знать устройство схемы привода, обладать соответствующими навыками и иметь подходящий инструмент.
Сама процедура регулировки вала требует выполнения следующих действий:
- Устанавливаем ось эксцентрика в первоначальное положение. В этом случае выделенная риска должна оказаться в вертикальном положении справа. Фиксируем позицию стопорными пластинами.
- Отсоединяем тягу.
- Откручиваем крепления стакана, чтобы добраться до пружин (высвободить их).
- На корпусе заднего моста находим крышку люка и снимаем ее. Таким образом получаем доступ к натяжному винту.
- Рычаг необходимо установить в нейтральную позицию и зафиксировать болтом. После удаляем стопорные пластины и до упора затягиваем винт. Теперь есть возможность убрать болт, который фиксирует рычаг.
- Упорный болт следует завернуть внутрь наружного стакана (можно посмотреть по схеме в руководстве к транспортному средству).
- Рычаг передвигаем в позицию «вкл». Устанавливаем тягу.
- Регулируя тягу, нужно определить и выставить подходящий люфт для рычага.
- После того, как процедура закончена, останется вернуть запчасти на свои места, усилив крепления при помощи контргаек.
Действуя согласно описанному плану и используя схему ВОМ МТЗ-80, оператор может выполнить регулировку в сжатые сроки.
Возможные поломки ВОМ на МТЗ-80
Как показывает практика, неполадки в работе ВОМ МТЗ-80 могут возникать при разных обстоятельствах, и это нужно учитывать перед тем, как выполнять регулировку.
Повреждение проушин управляющего вала
Если на валике ВОМ из-за интенсивной эксплуатации или неправильно выполненной стыковки с навесным оборудованием появились трещины, а на стакане образовались вмятины. В такой ситуации трактор необходимо ставить на ремонт. Процесс устранения неполадки выглядит следующим образом:
- Совмещаем отверстия заднего моста и валика переключения. Для этого нужно воспользоваться рычагом управления. После того, как отверстия совпадут, в них нужно вкрутить установочный крепеж (болт).
- Ослабляем контргайку регулировочного болта до упора вкрученного в рычаг валика переключения.
- Стопорный болт закручиваем в стакан, после чего достаем регулировочный болт.
- Это позволит полностью высвободить внешний стакан с пружинами. Теперь нужно его снять, разобрать и заменить вышедшие из строя детали.
Поломка кулачковой муфты
Такая неполадка требует демонтажа кабины трактора МТЗ-80, после чего от заднего моста нужно отсоединить КПП. Только после этих действий можно осуществить замену муфты (ремонтировать ее нет смысла).
Задний мост издает посторонние шумы
Такая ситуация часто возникает, если ВОМ работает с рывками. Причиной подобной проблемы чаще всего является разрушение шлицевых соединений или слишком большая изношенность зубьев центральной шестерни. Устранение неполадки выглядит следующим образом:
- Первым делом демонтируем ВОМ, для чего нужно отсоединить задний мост трактора и кулачковую муфту.
- Дальше вал следует отпрессовать, а также оценить качество шестерни.
- Если при осмотре видно, что механизм имеет большие зазоры, а шестерня перемещается по валу свободно, тогда узел нужно направить в ремонт.
- После того, как вал будет заменен, важно осуществить регулировку лент ВОМ МТЗ-80 в соответствии с изложенной выше инструкцией.
Таким образом, регулировка и обслуживание вала отбора мощности на тракторе МТЗ-80 в большинстве случаев могут быть выполнены не только специалистами, но и самостоятельно.