Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Зачем нужна регулировка клапанов для грузовиков КАМАЗ-5320 или 6520? Таким вопросом обычно задаются начинающие водители. Автовладельцы со стажем подобных вопросов не задают, так как в большинстве случаев по звуку двигателя, по неровному движению машины понимают, что пришла пора заняться профилактикой клапанов. Рассмотрим этот вопрос подробнее в статье.
Что из себя представляет процедура и для чего нужна?
Под регулировкой клапанов на грузовиках КАМАЗ-5320 и КАМАЗ-6520 и не только подразумевается установка теплового зазора между кулачками распределительного вала и элементом клапанного узла. Другими словами в процессе проворачивания винтов регулируются не сами клапана, а зазоры между ними и кулачками.
А чтобы понять, зачем это нужно, стоит разобраться в деталях, как работает каждый из цилиндров двигателя. Сначала в цилиндр подается топливно-воздушная смесь (ТВС), которая под действием искры от свечи взрывается, и взрывная волна толкает поршень. Опускаясь вниз, поршень заставляет вращаться сначала распределительный вал, а потом коленчатый вал, который с одной стороны соединен с распределительным валом, а потом с трансмиссией.
В результате микровзрыва образуются газы, которые, если их не выпускать из цилиндра, могут создать слишком высокое давление, способное сломать двигатель. Отработанные газы выпускаются через клапанный механизм в выхлопную систему. У каждого цилиндра 2 клапана: впускной и выпускной. ТВС должна подаваться в цилиндры в строго определенное время, и также в определенный момент должен открываться выпускной клапан, чтобы выпустить газы, иначе двигатель не будет работать нормально. За открывание и закрывание клапанов отвечают кулачки, установленные на распределительном вале.
В процессе работы двигатель, несмотря на наличие системы охлаждения, сильно нагревается, а нагрев ведет к расширению механизмов. В ходе проектирования двигателя этот момент был принят во внимание, и конструкторы предусмотрели так называемый тепловой зазор между клапанным механизмом и распределительным валом. Вот этот зазор и предстоит отрегулировать, чтобы ДВС работал корректно.
Неправильно отрегулированные клапаны способны привести к малоприятным последствиям:
- к перерасходу дизтоплива;
- снижению мощности двигателя;
- быстрому износу клапанного механизма и других узлов двигателя;
- ухудшению показателей экологичности у выхлопа.
В выхлопную систему может попасть несгоревшее топливо, которое способно воспламениться в катализаторе и прожечь пористый корпус этого узла выхлопной системы. В результате дорогостоящий катализатор потребует преждевременной замены или в атмосферу будут попадать плохо очищенные продукты выхлопа.
Кстати, катализатор установлен на модель грузовика КАМАЗ-65115, и поэтому требования к регулировке клапанов здесь выше в сравнении с моделями КАМАЗ-5320 или 6520.
Список товаров:
Как часто надо делать регулировку клапанов?
Регулировку клапанов на КАМАЗ-6520 или 5320 рекомендуется выполнять приблизительно 1 раз на каждые 60-80 тыс. км пробега. Многое зависит от особенностей конструкции, возраста двигателя, условий эксплуатации машины и манеры вождения водителя. На необходимость регулирования указывают, как правило, следующие «симптомы»:
- Появление металлического звука, когда работает двигатель. Особенно если при прогреве мотор не стучит, это чаще всего указывает, что зазоры клапанов пора подкорректировать.
- Снижение мощности, влияющее на параметры разгона.
- Возросший расход топливной жидкости.
- Прерывающиеся обороты, когда ДВС работает вхолостую.
Как правильно отрегулировать клапаны на КАМАЗ?
На последних моделях машин регулировка клапанов выполняется автоматически при помощи гидрокомпенсаторов, которые сами поддерживают постоянный тепловой зазор на одном уровне. И это достаточно удобно для автовладельцев, но стоит понимать, что последние модели и модификации грузовых автомобилей обойдутся дороже в сравнении с их предшественниками.
На более старых машинах, которыми являются КАМАЗ-5320 и 6520, клапаны регулируются вручную. Процесс — несложный, но немного трудоемкий, учитывая, что для получения доступа к мотору необходимо поднимать кабину. Двигатель, который весит почти тонну, скрывается под ней.
Порядок регулировки клапанов на КАМАЗ-5320 диктует коленвал. Чтобы клапаны занимали положение, максимально удобное для регулировки, а точнее, чтобы они остановились в верхней мертвой точке (ВМТ), предстоит проворачивать маховик коленчатого вала. Тут конструкторы немного позаботились об удобстве проведения этой работы.
Напротив маховика расположены смотровое окно и технологическое отверстие. Если вставлять в это отверстие стальной пруток подходящего диаметра, маховик будет легче вращаться. Только поворачивать его надо в направлении, в котором коленвал вращается во время работы двигателя. На корпусе маховика имеется стопор. И как только маховик встанет в положение ВМТ, стопор попадет в углубление, имеющееся на маховике.
Список товаров:
Всего на маховике расположено 12 отверстий, расстояние между ними соответствует 30°. Первое положение устанавливается для первой пары клапанов. В этом же положении регулируются и клапаны пятого цилиндра. Прокручивают маховик еще на 180°, то есть, пропускают 5 отверстий и стопорят маховик на 8-ом отверстии. В этом положении в верхней мертвой точке окажутся поршни 4-го и 2-го цилиндров. Значит, регулируются клапаны этой пары. Еще поворот на 180°, и можно регулировать клапаны 6-го и 3-го цилиндров. И наконец, последний поворот маховика, и в положение ВМТ окажутся поршни последних 7-го и 8-го цилиндров. Можно отрегулировать и эти клапаны на КАМАЗ-5320 и КАМАЗ-6520.
Суть регулировки заключается в создании зазора между коромыслом и штоком клапана. Для установки оптимального зазора существует щуп, который вставляется между коромыслом и клапаном. Ослабляется стопорный винт и вращается регулировочный, что позволяет уменьшить или увеличить зазор.
При регулировке щуп должен свободно выходить из зазора. Так переставляя щуп от одного клапана к другому, регулируются все зазоры. На впускных клапанах зазор устанавливается в пределах 0,35 мм, на выпускных — 0, 45 мм. После установки зазора следует сразу затянуть стопорную гайку, удерживая отверткой регулировочный винт, а в конце устанавливаются на свои места клапанные крышки. Так производится регулировка клапанов на таких грузовых автомобилях как КАМАЗ-5320 и 6520.