Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
На грузовой автомобиль ЗИЛ-131 устанавливают бензиновый двигатель объемом 6 литров и мощностью 150 л. с. Это восьмицилиндровый, V-образный ДВС с 16-ю клапанами.
Когда двигатель внутреннего сгорания длительное время работает с неправильными зазорами, это приводит к преждевременному износу цилиндров и других деталей механизма: обгорают клапана, изнашиваются коромысла, толкатели, кулачки распредвала.
Поэтому, если появляются стуки в клапанном механизме грузовика ЗИЛ-131, в первую очередь следует проверить зазоры между клапанами и рокерами. Они должны составлять не более 0,3 мм. Если просвет между клапанами больше, необходимо отрегулировать их.
Как выполняется проверка и регулировка клапанов
Любой водитель сумеет выполнить регулировку клапанов ЗИЛ-131 своими руками. Важно только помнить, что проверка и регулировка данного узла выполняется на холодном, неработающем двигателе, и в следующем порядке:
- Снимается приводной ремень насоса ГУР.
- Насос отводится в сторону.
- Провода свечей отсоединяют вместе со сборным коллектором от зажимов на крышках ГБЦ.
- Провод высокого напряжения на первой свече также снимается, а свеча выворачивается.
- Снимается воздухоочиститель.
- Отворачиваются гайки со шпилек крышки ГБЦ, а крышки вместе с прокладками снимаются.
Список товаров:
Для регулировки клапана первого цилиндра поршень устанавливается в верхней мертвой точке (ВМТ), на такте сжатия. Обратите внимание, что у поршней существует 2 ВМТ. И чтобы установить поршень именно в такте сжатия, снимают свечу, а его отверстие зажимают пальцем, либо бумажной пробкой.
В такте максимального сжатия пробка вылетит, а палец будет чувствовать, как воздух пытается вытолкнуть его, или из-под пальца начнет выходить воздух. Продолжая поворачивать коленвал, необходимо совместить засверловку на его шкиве с меткой ВМТ на указателе установки момента зажигания, который расположен на датчике, ограничивающем максимальную частоту вращения.
Установить поршни в такте сжатия можно и на двигателе ЗИЛ-131, когда он находится в рабочем состоянии. Для этого снимают наконечник с провода соединенного со свечой первого цилиндра. Коленвал проворачивают при включенном зажигании. В момент появления искры между проводом и массой следует совместить метку на шкиве с меткой ВМТ на шкале индикатора. Искра проскакивает раньше, чем поршень подойдет к ВMТ. Совмещением меток поршень устанавливают в нужное положение.
Затем проверяют величину просвета между торцами и рокерами следующих клапанов:
- впускного и выпускного в первом цилиндре;
- выпускного во втором цилиндре;
- впускного в третьем;
- выпускного во втором;
- впускного в третьем;
- выпускных в 4-м и 5-м цилиндрах;
- впускных в 7-м и 8-м цилиндрах.
Закончив проверку, коленвал проворачивается на 360°, после проверяют просветы в остальных цилиндрах:
- впускного клапана во втором цилиндре;
- выпускного в третьем;
- впускных в четвертом и пятом цилиндрах;
- выпускного и впускного в шестом;
- выпускных клапанов в седьмом и восьмом цилиндрах.
Проверка выполняется двумя специальным щупами. Первый щуп, толщиной 0,25 мм должен проходить свободно, а второй в 0,3 мм должен двигаться плотно, «закусывать».
На впускном трубопроводе указана нумерация цилиндров. Клапана регулируются в следующем порядке:
- Регулировочный винт удерживается отверткой, а в это время освобождается контргайка этого винта.
- Поворачивая отверткой регулировочный винт, устанавливается желаемый просвет.
- Затем регулировочный винт снова удерживается отверткой, а гайка затягивается.
На схеме изображена регулировка зазоров клапанов регулировочными винтами.
В завершение свечи у грузовика ЗИЛ-131 устанавливаются на место, провода присоединяются. Теперь можно запустить движок и послушать его работу. Двигатель должен работать мягко и с минимальным шумом, без стуков в клапанах, чиханий в карбюраторе и стрельбы из глушителя.
Список товаров:
Убедившись в нормальной работе ДВС, можно заглушить его и установить крышки ГБЦ с прокладками, после чего закрепить их. Вернуть ремень на шкив ГУРа, отрегулировать его натяжение и закрепить гайки шпилек. Допустимый прогиб ремня от усилия в 4 кг не должен превышать 15 мм. После произведенных процедур следует установить все свечи на место, установить и зафиксировать коллектор с проводами. Вернуть на свое место воздухоочиститель.
4 главных правила при регулировке клапанного механизма на ЗИЛ-131
Расскажем об основных правилах при выполнении регулировки клапанов ЗИЛ-131:
- В первую очередь важно понимать, где расположен первый цилиндр, поскольку метки на шкивах ставятся в соответствии с положением поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке.
- Каким должно быть положение коленвала, когда поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ в такте сжатия. Именно в этой позиции впускной и выпускной клапаны закрыты и можно отрегулировать их тепловые зазоры.
- Важно знать также, как работают цилиндры конкретного двигателя, в каком порядке движутся поршни. Это знание необходимо для того чтобы, проворачивая коленвал, регулировать следующий по порядку работы ДВС, цилиндр.
- На какой угол повернуть коленвал, чтобы следующий поршень занял положение в ВМТ в такте сжатия.
Эти правила применимы ко всем 4-хтактным двигателям. Зная их, водитель сумеет отрегулировать клапаны, не обращаясь к помощи автомехаников, мотористов.
Второй метод регулировки клапанов на ЗИЛ-131
Поршень первого цилиндра устанавливают в ВМТ такта сжатия, ориентируясь на установочный зубчатый указатель.
Чтобы добиться этого, необходимо повернуть коленвал так, чтобы метки на шкиве совместились с меткой ВМТ на указателе.
При этом оба клапана (впускной и выпускной) окажутся закрытыми, а между стержнем клапана и нажимным концом коромысла, называемым его носком, образуется максимальный зазор. Его следует замерить щупом и при необходимости отрегулировать.
Далее, проворачивая рукояткой коленвал на 90°, таким же образом регулируются зазоры в остальных 7 цилиндрах. Выполняется регулировка клапанов на ЗИЛ-131 в следующем порядке: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Чтобы поворот вала составлял точно четверть оборота или 90°, необходимо на шкиве ставить меловые метки.
Как отрегулировать клапана на ЗИЛ-131 за 2 оборота коленвала?
Некоторые автомеханики ухитряются отрегулировать клапаны всего за два оборота коленвала. Первый оборот делается для того, чтобы совместить метки на шкиве и шкале, о чем подробно было рассказано выше. В этом положении регулируют впускной и выпускной клапана 1 цилиндра.
Затем коленчатый вал поворачивают на 360° и регулируют остальные клапаны. При этом метка на шкиве и метка ВМТ должны совпасть.
Вот как это выглядит на схеме.
Уход за свечами
Чтобы не потребовалась новая установка зажигания на ЗИЛ-131, необходимо соблюдать регламент по техническому обслуживанию. Так, например, уже во время проведения ТО-1 необходимо осмотреть свечи зажигания.
При наличии нагара его следует удалить мелким напильником или наждачной бумагой. Если зазор между контактами превышает значение в 0,6 мм, его следует отрегулировать путем подгибания наружного контакта. Трогать центральный элемент крайне нежелательно, так как разрушается керамический изолятор. На контактах должна быть небольшая фаска, чтобы с них лучше стекали заряженные частицы при образовании искры.
В процессе эксплуатации многие обладатели данного авто наблюдают такой процесс, как «выбег» двигателя. Оно представляет собой время, на протяжении которого еще работает мотор после выключения зажигания. Это не является чем-то ненормальным, а вполне естественным.
Для устранения достаточно дать двигателю грузового автомобиля ЗИЛ-131 поработать в холостом режиме некоторое время, и тогда он остановится, как положено. Точно также стоит поступить и при первом старте после стоянки, когда ДВС еще холодный. Пока он прогревается, могут возникать не существенные провалы в зажигании, но после нагрева работа нормализуется.
Обслуживание
Обслужить мотор грузовика ЗИЛ-131 достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного масляного фильтра.