Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Регулировку сцепления МАЗ желательно производить на специальном приспособлении и под ручным прессом. Далее рассмотрим подробнее сам процесс.
Принцип работы сцепления МАЗ
Сцепление МАЗ представляет собой механизм, который обеспечивает корректную и стабильную работу трансмиссии. За счет конструктивного элемента передается тяговое усилие на маховик двигателя ЯМЗ. Следует учесть, что особенности и технические характеристики разных моторов марки ЯМЗ будут немного отличаться в зависимости от марки автомобиля МАЗ.
Сцепление для грузовика включают в себя следующий набор компонентов:
- маховик;
- гидравлический усилитель руля (ГУР);
- накладки;
- пружинное устройство для прижатия диска к корпусу маховика;
- вилка выключения сцепления, привод выключения сцепления;
- муфта нажимного типа;
- вал педали сцепного устройства;
- нажимной диск;
- двухдисковое или однодисковое лепестковое устройство;
- выжимной подшипник;
- защитный кожух;
- ведущий вал трансмиссии.
Принцип действия сцепления на МАЗ достаточно прост. Опишем:
- При нажатии водителем на педаль стартует проворачивание вала.
- За счет этого происходит образование зазора между муфтой и вилкой.
- Далее происходит перемещение муфты совместно с подшипником, благодаря чему последний начинает оказывать давление на внутреннее кольцо рукоятки.
- Рукоятка позволяет отвести нажимной диск от ведомого.
- Происходит сжатие пружинного механизма и последующее смещение диска к маховику двигателя.
- Шлицы от ведомого диска перемещаются в направлении к шлицам первичного вала коробки переключения передач (КПП).
Сборка и регулировка сцепления
Конструкция включает в себя подставку с установочным размером от привалочной плоскости кожуха самого сцепления до плоскости с нажимным диском 27±0,1 мм. Оправка для регулировки окончательно размера контроля закрепляется в центре подставки (64±0,5 мм). Внутри оправки находятся 4 упорных сухаря.
Во время установки комплекта на приспособление сухари должны упираться в лапки оттяжных рычагов. Элементы могут выступать или утопать относительно плоскости оправки в зависимости от положения. Длина оправки подбирается специальным образом. Сухари должны располагаться заподлицо по отношению к поверхности оправки.
Также следует учитывать, что в контрольный размер комплекта входит и толщина упорного кольца. Она равна значению 6±0,1 мм. Сама сборка и дальнейшая регулировка сцепления МАЗ происходит следующим образом:
- Рабочей поверхностью на подставке размещается нажимной диск. Его фиксация производится за счет 4-х шипов внутри пазов подставки.
- Внутрь оттяжных рычагов вставляется подшипник игольчатого типа. Иголки должны быть смазаны специальной жидкостью.
- Вилки устанавливаются на оттяжные рычаги.
- Происходит вставка осей вилок.
- Рычаги размещаются в пазах проушин нажимного диска.
- Снова вставляются оси рычагов.
- Пружины упорного кольца надеваются на оси вилок.
- Далее идет закрепление осей рычагов и вилок при помощи специальных замковых шайб за счет прогибания середины перемычки фартука.
- 4 петли надеваются на концы пружин упорного кольца.
- После на нажимные пружины кладутся термоизолирующие прокладки и первые устанавливаются на бобышки нажимного диска.
Дополнительно на каждой из нажимных пружин кладется шайба из стали толщиной в 1 мм. Сам нажимной диск проточен по рабочей поверхности на 1 мм.
После произведенных действий кожух сцепления ставится на направляющие штифты приспособления. Внутрь нажимных пружин должны поместиться все пружины. Резьбовые хвостовики должны попасть в отверстия кожуха. Пресс позволяет поджать кожух при помощи привалочной поверхности к приспособлению и выполнить крепление болтами. Далее идет высвобождение из-под пресса.
На резьбовые хвостовики наворачиваются гайки, устанавливается оправка с целью регулировки оттяжных рычагов и ее закрепление еще одним болтом. При помощи регулировочных гаек выполняется регулирование положения оттяжных рычагов. Эти конструктивные элементы должны касаться упорных сухарей.
На регулировочных гайках размещаются:
- пластины;
- стопорные планки;
- опорные пластины вилок рычагов.
После этого заворачиваются 8 болтов. Важно проследить за отсутствием осевого люфта. За счет отгибки усов стопорных планок контрятся болты. Упорное кольцо размещается на оттяжных рычагах и закрепляется при помощи петель, за счет чего обеспечивается касание опорных поверхностей рычагов.
Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. При превышении данного показателя может произойти выход из строя фрикционных накладок ведомого диска, а также возникновение прижогов рабочих поверхностей у нажимного диска и маховика.
Ремонтные работы с узлом сцепления МАЗ
Рассмотрим основные виды неисправностей узла и способы их корректного устранения:
- Пробуксовка механизма сцепления МАЗ. Может быть связана с отсутствием свободного хода педали, заеданием поршневой части, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, при помощи керосина прочистить все цилиндрические элементы и клапаны, заменить поврежденные накладки и цилиндры.
- Сцепление может вести или может отсутствовать полное выключение. Как правило, неисправность связана с неправильной регулировкой длины штока цилиндра. Но также это может происходить из-за недостаточного уровня давления воздуха внутри пневматической системы, нарушения герметичности манжета поршневой части, выхода из строя оттяжных рычагов. Поэтому для устранения проблемы потребуется выполнить регулировку длины штока и произвести тщательный осмотр пневматической системы. Дополнительно понадобится обеспечить герметичность, выполнить промывку цилиндров и замену поврежденных или износившихся компонентов.
- Педаль не может вернуться в первоначальное положение. Такая проблема требует регулирования зазора между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить износившиеся клапаны, передвинуть держатель пружинного механизма ближе к тяге, устранить дефекты тяг, очистить и смазать цилиндрические элементы системы.