Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
МТЗ-1221 — трактор мощный, относится к тяговому классу 2. Его грузоподъемность составляет 4 500 кг при мощности 130 л. с. Движущие и тяговые механизмы соответствуют данным показателям по грузоподъемности и мощности.
Функционал сцепления у тракторов
Сцепление представляет собой механизм, который кратковременно отделяет двигатель от трансмиссии, чтобы водитель мог плавно переключать передачи, когда трактор трогается с места. Сцепление также передает крутящий момент от мотора к трансмиссии. На Минском тракторном заводе используют фрикционное двухдисковое сцепление постоянно замкнутого типа.
От того, насколько правильно выполнена регулировка сцепления МТЗ-1221, будет зависеть слаженность работы трансмиссии, эффективность передачи крутящего момента.
На МТЗ-1221 также устанавливается фрикционное сцепление, работа которого опирается на силу трения. Поэтому не последнюю роль в этом механизме играют фрикционные диски, имеющие высокий коэффициент трения.
Механизм сцепления состоит из следующих элементов:
- Корпуса.
- Муфты, которая в свою очередь состоит из двух пар фрикционных и нажимных дисков.
- Шлицевых ступиц, через которые передается вращение.
- Отводки (прижимных подшипников).
- 9 пружин.
Список товаров:
На снимке: подробная схема сцепления МТЗ-1221.
Детали муфты сцепления делятся на ведущие и ведомые. Конструктивные особенности следующие:
- К ведущим относятся маховик, нажимной и средний диски. На промежуточном диске имеются 3 шипа, которые вставляются в пазы маховика, и, таким образом, вращение от маховика передается среднему диску.
- Соподчиненная часть сцепления состоит из двух ведомых дисков, дополненных гасителями вращательных колебаний. Они установлены на силовом валу.
- Передача крутящего момента выполняется 9-ю пружинами, прижимающими ведомые диски к ведущим.
- Средний диск оснащен рычажными механизмами, автоматически регулирующими его положение при отключении сцепления.
- Вилки, закрепленные на опорном диске регулировочными гайками и зафиксированные шайбами, служат опорами для отжимных рычагов.
Знание конструкции сцепления и принципов, как оно работает, поможет начинающему водителю понять, как и зачем его регулировать, а при необходимости и отремонтировать, не обращаясь в сервис.
Как отрегулировать муфту сцепления?
Регулировка сцепления МТЗ-1221 проводится с целью обеспечения слаженной работы всех механизмов. Чтобы отремонтировать или отрегулировать муфту, сначала выполняют следующие операции:
- Отделяют корпус механизма от плиты крепления двигателя.
- В отверстия нажимного диска вкручивают 3 технологических болта.
- Откручивают болты крепления, соединяющие корзину с маховиком.
- Полностью снимают корзину муфты.
Перед монтажом следует метками обозначить расположение всех дисков, в том числе и маховик. Это поможет потом легко собрать диски, не делая дополнительной подгонки.
Муфту устанавливают с помощью дополнительного приспособления, называемого фальшвалом, который имитирует силовой вал оправки. Это приспособление помогает центрировать все диски в пакете корзины относительно оси вращения маховика дизельного двигателя.
На МТЗ-1221 сцепление настраивается в 2 этапа:
- Отжимные лапки корзины регулируются непосредственно на двигателе.
- Настраивается свободный ход педали управления муфтой.
Список товаров:
Регулировка лапок сцепления
Для равномерного прилегания дисков друг к другу необходимо, чтобы 3 прижимных рычага с отводкой (так называется выжимной подшипник) устанавливались на одной плоскости. Правильно отрегулированные лапки продлевают срок эксплуатации дисков. Когда выключается муфта, исключается частичный разрыв крутящего момента, передаваемого от ДВС к трансмиссии.
Чтобы выполнить регулировку зазора лапок на сцеплении МТЗ-1221, необходимо откручивать или наоборот закручивать регулировочные гайки таким образом, чтобы добиться просвета, равного 14+/-0,5 мм между контактной поверхностью каждого рычага и торцом ступицы диска. Погрешность в разности зазоров не должна составлять более 0,3 мм. Каждый рычаг после регулировки фиксируют стопорной пластиной.
Регулировка сцепления МТЗ-1221 на снятом двигателе
Периодически у водителя обстоятельства складываются таким образом, что приходится регулировать сцепление со снятым двигателем. В этом случае порядок работы будет следующим:
- Сначала в нескольких точках измерить штангенциркулем расстояние от поверхности корзины до шайбы. Оно должно составлять 2 мм.
- Далее выкручивают технологические болты и запирающие гайки. Их следует вращать осторожно, чтобы не сорвать резьбу.
- Выполняется регулировка лапок, как описано выше.
- Контргайки и болты возвращаются на место.
- Закручиваются стопорные гайки.
Регулировка свободного хода педали управления
Свободный ход педали управления регулируется таким образом, чтобы не допустить неполного включения муфты, когда педаль отпущена и, напротив, при выжатой педали сцепление должно полностью выключаться. Чтобы добиться такого результата, выполняется регулировка длины тяг в приводе. Нормальным считается, ход педали, управляющей муфтой, в пределах 40-50 мм.
Чтобы отрегулировать свободный ход педали, необходимо:
- ослабить контргайки тяги;
- расшплинтовать соединительные пальцы в шарнире вилки;
- отсоединить тягу от рычажного механизма;
- ослабить затяжную контргайку и открутить регулировочный болт, пока педаль не коснется пола кабины;
- зафиксировать положение контргайкой;
- рычаг повернуть против часовой стрелки и установить таким образом, чтобы он касался выжимного подшипника с отжимными рычагами;
- длина тяги должна совпадать с отверстиями шарнирного соединения вилки с соответствующим рычагом;
- укоротить тягу, закрутив вилку на 5-5,5 оборотов;
- совместить эту же вилку с рычагом посредством пальца;
- зашплинтовать шарнир и затянуть контргайку этой же тяги.
Когда педаль будет установлена на место, следует проверить, возвращается ли она до упора в пол кабины. Если возврат окажется неполным, регулируется усилие пружины на сервоустройстве затягиванием болта, либо поворотом кронштейна на оси крепежного болта против часовой стрелки.
Порядок установки и демонтажа муфты
Для ремонта механизма муфты на МТЗ-1221 необходимо раскатить трактор, то есть отсоединить корпус сцепления от плиты дизеля. После закручиваются три технологических болта (М12Х40) в отверстия нажимного диска через отверстия в опорном диске корзины. Затем откручиваются болты крепления корзины к маховику дизеля и демонтируется корзина муфты в сборе.
Для соблюдения баланса при разборке механизма предварительно необходимо метками обозначить взаимное положение всех дисков муфты относительно друг друга, включая маховик дизеля. В последующем сборку механизма осуществляют в соответствии с метками изначального расположения деталей.
Установку муфты на дизель осуществляют с помощью вспомогательного приспособления, выполненного в виде имитирующего силовой вал шлицевой оправки. Данный фальшвал обеспечивает центровку всех дисков в пакете корзины относительно оси вращения маховика дизеля.