Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Много российских аграрных предприятий сегодня переходят на иностранную технику, однако статисты утверждают, что даже сегодня каждый десятый трактор в мире — производства Минского тракторного завода. Основали МТЗ после войны, в 1946 году, заводу хватило чуть больше семидесяти лет, чтобы стать лидирующим предприятием, создающим спецтехнику.
Среди модельного ряда тракторов было много различных серий, в свое время пользовавшихся большой популярностью. Однако, наиболее распространенными считаются трактора МТЗ 80, МТЗ 82. Их можно встретить сегодня в аграрных хозяйствах практически везде, многие находятся в неплохом состоянии. Конечно, большую роль играет уход, который необходим трактору не меньше, чем любому другому автомобилю.
Беларус считается самой популярной маркой пропашных колесных тракторов, выпускаемых с 1974 года по наши дни. Сегодня модель, конечно, претерпела массу изменений, хотя в целом осталась такой же востребованной. Уже в восьмидесятые годы была усовершенствована кабина, добавлена обшивка, а сегодня широко распространен тюнинг МТЗ, в ходе которого на тракторах меняют практически все, устанавливают автономные печи, кондиционеры и прочие дополнительные устройства. Первоначально кабина тракторов была очень маленькая, но потом конструкторы стали больше внимания уделять комфорту водителей, поэтому кабину расширили, а интерьер разбавили более качественной обшивкой.
Ремонт может быть обычный текущий. Каждый трактор проходит плановую диагностику, в ходе которой выявляются неисправные элементы, которые нужно либо отремонтировать, либо заменить. В любом случае, для вмешательства технических специалистов производится сначала разборка того участка, на котором будут проводиться работы.
Важно понимать, что многие тракторы выполняют в основном ряд сезонных работ. Например, «горячей» порой можно назвать сезон посевных работ и сезон сбора урожая.
Разборка трактора
Основу всех механизмов трактора составляет полурамный остов. Он образуется передней полурамой для установки дизельного мотора, соединенный трансмиссионными агрегатами. Именно поэтому разборка трактора на отдельные агрегаты предполагает разъединение остова и снятие нужных механизмов.
Полурама — это важная техническая составляющая многих сельскохозяйственных машин. В тракторе она заменяет рессору, иными словами, именно на полураме держится основная часть корпуса. Ходовая часть служит опорой «скелета» трактора, благодаря которому он может передвигаться. Полурамный остов объединяет все несущие сборные компоненты трактора в единый механизм.
Полурама состоит из металлического бруса, двух лонжеронов по бокам (правого и левого), сделанных из листового проката. Задняя часть крепится специальными кронштейнами, соединяющими полураму с корпусом сцепления.
Передний брус, который болтами крепится к лонжерону, держит на себе ряд деталей: передние опоры двигателя, водяной, масляный радиаторы, жалюзи двигателя, корпус гидроусилителя руля. Брус имеет небольшие отверстия, в которые запрессована стальная втулка. Ее устанавливают для крепления оси качания переднего моста.
Остов полурамы требует постоянного контроля, как рессоры, его нельзя доводить до появления трещин, проседания, следует очень пристально следить за состоянием крепежных элементов.
Для любых технических работ понадобятся специальные инструменты. Особенно когда дело касается таких необычных транспортных средств, как тракторы. Если для автомобилей существует много универсальных средств, то для работы с трактором понадобится много отдельных «фишек». Одними устройствами можно поддомкратить машину, другими разъединить детали, раскатать определенные запчасти, снять, или установить обратно.
Демонтировать или монтировать агрегаты можно при помощи специальных схваток и траверсов с помощью кран-балки, электрической или ручной тали.
Несмотря на то, что минский завод строил модель МТ 80, 81 практически «на века», естественный износ деталей — не редкость. Почему лучше локально определять проблемные зоны? Для всех деталей существует такое определение, как «приработка» — идеальное совмещение деталей, установленных заводом-изготовителем. Если собрать блок заново, приработка нарушается, сокращая срок службы деталей. Поэтому если постоянно разбирать — собирать механизмы, скорость изнашивания внешних и внутренних компонентов возрастет. Поэтому прежде чем добираться до сути неполадок, следует произвести некоторые подготовительные работы.
- Очень важно провести внешний осмотр. Внешне выявляются поверхностные дефекты: сколы, трещины, вмятины. Некоторые могут иметь исключительно косметический характер, некоторые влияют на работоспособность трактора.
- Если внешний осмотр выявил элементы, которые необходимо снять для дальнейшего устранения повреждений, элементы корпуса демонтируются.
- Некоторые детали идут под замену, некоторые на дефектовку.
- Дефектовку делают только после промывки. На чистых деталях гораздо лучше видны износы, сколы, трещины.
- Тракторы устроены таким образом, что некоторые детали можно снять без особой разборки. К таким запчастям относятся, например, воздухоочиститель, центробежный маслоочиститель, насос, распределитель гидросистемы, стартер, компрессор, раздаточная коробка, промежуточная опора карданного вала, передняя ось, ведущий мост.
Чтобы снять остальные детали, необходимо демонтировать боковые оперения или кабину, электроарматуру, гидравлические блоки.
Снимать кабину необходимо, когда нужен ремонт корпуса сцепления, понижающего редуктора, КПП, заднего моста и его привода. При этом можно сразу снять всю кабину в сборе.
- Снимается задняя облицовка радиатора, отсоединяются тяги управления.
- Далее необходимо снять пружины тормозного крана, рычагов педалей тормозов, отсоединить, снять педали сцепления и тормоза, отсоединить трубы, обеспечивающие подачу тепла, демонтировать кронштейны и крепления кабины.
- Отсоединяем провода, соединяющие аккумулятор со стартером, электропривод с щитком приборов, снимаются ручки рычагов управления понижающего редуктора и коробка передач.
- Отсоединяется внутренний трос тахоспидометра, сигнал и колодки фар.
- Демонтируется общий резиновый коврик, короб пола.
- Снимаются болты крепления, прикручивающие кабину, снимается пол.
- Наконец, на завершающем этапе разборки, снимаются клеммы, вытаскиваются аккумуляторы, «масса» отсоединяется от кабины. Полностью лишенный питания кузов демонтируется.
Демонтаж кабины — наибольшая разборка, которая возможна при ремонте трактора МТЗ 80, 82. Удобство данных моделей основано на том, что для ремонта определенных частей достаточно разобрать только часть сопутствующих механизмов. Например, чтобы отремонтировать сцепление, полурама и дизель отсоединяются от корпуса сцепления. Сборка всех механизмов проходит в обратном от разборки порядке.
На МТЗ 80, 82 установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель минского моторного завода серии Д 240 с жидкостным охлаждением. Рабочий объем силового агрегата составляет не менее 4.75 литров, а мощность всего 75 лошадиных сил. Для грузового автотранспорта, можно сказать, что такое количество «лошадей» совсем небольшое, однако ДВС настолько оборотистые, что позволяют развивать приличную скорость не только самому трактору, но и дополнительно тащить прицеп. Помимо неплохих технических характеристик, можно сказать, что моторы линейки Д 240 очень долговечные, потому что даже сегодня можно встретить машины с двигателями, полностью на аналоговых запчастях.
Сегодня Минский тракторный завод имеет хорошую кредитную линию Китая, поддержку местного белорусского банка, поэтому производство продолжает активно развиваться. Модернизация завода заключается в ориентации прежде всего на энергонасыщенные тракторы, которые производятся большими объемами на заводах европейских конкурентов типа «Вольво». В линейку оборудования завода входят металлорежущие станки, кузнечно-прессовое оборудование, древообрабатывающие станки, литейные цеха, подъемно-транспортные механизмы.
Основным покупателем трактора Беларус по-прежнему остается Российская Федерация. Для отечественного сельского хозяйства 66% рабочей техники — транспортные средства мощностью до 100 лошадиных сил. В рамках данного сегмента более 95% техники занимают машины, производимые заводом МТЗ. Помимо России, Беларусь экспортирует свои тракторы в зарубежные страны.