Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Сборка сцепления трактора МТЗ 82(80) становится необходима во время ремонта или замены самого механизма, а также после ремонтных работ с двигателем или механизмов, связанных с трансмиссией транспортного средства. Для грамотного проведения процедуры важна регулировка сцепления, которая отвечает за передачу крутящего момента в направлении от двигателя к трансмиссии в отсутствии потери набранной мощности. В дополнение за счет этого механизма обеспечиваются условия для переключения передач.
Конструктивные особенности
Устройство сцепления трактора МТЗ-80 и МТЗ-82 в конструктивном плане включает в себя один диск и работает по постоянно-замкнутой схеме. Располагается в одном из отсеков корпуса, который отвечает за соединение двигателя и коробки передач.
Ведущие элементы в системе сцепления трактора — маховик двигателя и 2 диска: нажимной и опорный. На поверхности первого диска расположены 3 ушка на одинаковых друг от друга расстояниях. В них размещаются прорези второго диска. Помимо этого к ушкам присоединяются отжимные рычаги. Между дисками размещены 12 нажимных пружин, которые с одной стороны идут в упор со стаканами опорного диска, а с другой — литые гнезда нажимного.
Конструкция ведомого диска включает ступицу, соединительный диск, к которому крепятся накладки и демпферное устройство и в котором присутствуют прорези. Они являются радиальными пазами и позволяют уменьшить жесткость конструкции, а также улучшить прилегание накладок к маховику и нажимному диску.
Накладки в сцеплении тракторов МТЗ-80 (82) являются фрикционными и изготовлены на основе асбеста. Для отвода тепла и очистки системы от продуктов износа снабжены вентиляционными канавками. Проходят процесс приклепывания к соединительному диску с двух сторон. Для обеспечения мягкости сцепления между накладками и соединительным диском располагают 6 пружин пластинчатого типа. Действие происходит следующим образом:
- При включенном сцеплении трактора пружины имеют плоскую форму.
- В свободном режиме толщина диска увеличивается на 1-1,5 мм.
Ступица соединена с ведомым диском 8-мью демпферами из резины, которые устанавливаются в пазы самого диска и пазы дисков, играющих ограничительную роль. Последние приклепываются к ступице. Такая система организует не жесткое, гибкое устройство сцепления, за счет чего значительно снижаются трансмиссионные нагрузки.
Для замедления процесса вращения, а также полной остановки используется тормозок. Стопорное кольцо и шпонка крепят при помощи фрикционной накладки его ведущий диск. Таким образом, шлицевая ступица предназначена для перемещений вдоль шлицев. Кронштейн у отводки при этом будет оставаться неподвижным. Торможение вала сцепления осуществляется за счет сжатия дисков самого тормозка.
Отжимной подшипник выполняет процесс перемещения вдоль кронштейна отводки во время поворота вилки и ее вала. Последний осуществляет поворот за счет рычага. Он при помощи тяги соединяется с педальным рычагом. Поэтому во время нажатия на педаль, чтобы выключить сцепление трактора МТЗ-80 и МТЗ-82 происходит передача усилия на тягу и рычаг на вал. Процесс происходит одновременно с воздействием на тягу рычага включения тормозка.
Отдельно стоит отметить такой конструктивный элемент в сцеплении трактора как усилитель привода. Его еще часто называют сервомеханизмом. Он служит для автоматического уменьшения мускульного усилия со стороны человека (то есть снижения человеческого фактора), которое прилагается к системам управления транспортного средства.
Сборка сцепления и особенности техобслуживания
Техобслуживание сцепления трактора МТЗ-80 и МТЗ-82 включает в себя ряд обязательных регулярных процедур:
- периодическая смазка;
- проверка и подтяжка соединения резьбы;
- проведение регулировочных процессов на основании полученных данных.
Если рассматривать подробнее:
- Если речь идет о старых моделях тракторов и выработке в 125 моточасов для новых транспортных средств необходима смазка выжимного подшипника. Рекомендуется для этого использовать смазку «Литол-24».
- От 240 моточасов для старых машин и от 500 моточасов для новых производится расширенный список работ во время регулировки и проверки сцепления тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82. Перечислим:
- Проверка основного хода педали, который для сцепления должен составлять 40-45 мм и зазору в 3 мм, который расположен между отжимными рычагами и выжимным подшипником.
- Проверка зазора между головками каждого из отжимных рычагов и подшипником должна отличаться не более, чем на 0,3 мм.
- Регулировка тяги тормозка от рычага происходит путем управления и блокировкой между тормозком и сцеплением.
- Свободный ход педали должен соответствовать величине в 40-45 мм.
- Важна также регулировка тормозка. Для этого производят отсоединение тяги с рычагом и поворот против часовой стрелки вплоть до упора.
- Важно соблюдать в сборке сцепления трактора обстоятельства насчет разборки. Если она была ранее произведена, то положение отжимных рычагов будет нарушено. Поэтому данную процедуру будет необходимо произвести в плане регулировки повторно.