Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
При проведении ремонта двигателя грузового автомобиля в обязательном порядке подтягиваются болты ГБЦ. При этом крайне важно, чтобы механик, выполняющий это действие, точно знал степень силы затяжки блока цилиндров и умел пользоваться специальным оборудованием.
Ниже в этой статье мы разберем, какой должна быть сила затяжки ГБЦ динамометрическим ключом ЗИЛ-157. Узнаем, каким образом проверяют этот параметр, что для этого требуется.
Строение и предназначение ГБЦ
Головка блока цилиндров представляет собой крышку камеры сгорания двигателя автомобиля. Внутри располагаются:
- впускные и выпускные клапаны цилиндров;
- свечи зажигания;
- всевозможные датчики и элементы (их количество и специфика зависит от типа двигателя).
Для большинства современных машин головка выпускается из алюминия. Представляет собой сложный конструктивный компонент, который содержит в своей комплектации ряд приводов для клапанов, охлаждающие и масляные каналы.
ГБЦ во время работы двигателя
Во время работы силовой установки автомобиля головка блока цилиндров подвергается воздействию сразу нескольких сил. Перечислим:
- Первая сила — давление, образующееся внутри камеры сгорания. Во время сгорания топлива в цилиндрах возникают силы, отвечающие за поворот коленвала. С учетом избытка энергии она оказывает воздействие на стены и сам блок.
- Большие температуры, возникающие в процессе работы ДВС, влияют на элементы конструкции и приводят к выворачиванию деталей. Дальше это часто приводит к повреждению ГБЦ.
- Давление, возникающее внутри охладительных и смазочных каналов, воздействует на систему охлаждения, насосы.
Таким образом ГБЦ является важнейшим элементом конструкции двигателя внутреннего сгорания. От ее состояния зависит работоспособность всего агрегата, поэтому владельцам техники нужно регулярно осматривать, а также обслуживать эту деталь.
Какие силы действуют на головку блока цилиндров при затяжке болтов (креплений)
Во время проверки двигателя автомобиля опытный механик всегда оценивает состояние затяжки болтов ГБЦ. Ведь именно от этого зависит стабильность работы силовой установки. При закручивании креплений элемент подвергается мощному давлению (особенно это касается мест прохождения шпилек). Поэтому при нарушении последовательности действий, ГБЦ может повести, что приведет к искажению формы детали, отверстий для креплений. В дальнейшем чтобы устранить неисправность придется каналы протачивать заново.
Как крепится ГБЦ ЗИЛ-157
Перед тем, как приступить к установке ГБЦ на ЗИЛ-157, требуется проверить, насколько качественно плоскость прилегает к блоку мотора. Для этой машины характерны подобные неполадки из-за постоянного перегрева. Высокая температура приводит к деформации головки, поэтому водителям нужно проверять состояние жидкости охлаждения. Перегретый чугунный элемент может легко изменить форму алюминиевой ГБЦ. Также часто водителям приходится снимать ГБЦ на ЗИЛ-157 из-за разрушения прокладок. При подобной ситуации важно проверить качество плоскости ГБЦ на предмет деформации.
Следует помнить, что даже незначительное изменение формы делает невозможным полноценное притягивание головки к плоскости. Это вызывает протечки внутри системы охлаждения, не позволяет двигателю нормально работать.
Виды динамометрических ключей
Сейчас производители выпускают 3 типа динамометрических ключей, позволяющих затягивать болты на ГБЦ ЗИЛ-157:
- Стрелочный ключ. Наиболее распространенный вид инструмента, который отличается простотой конструкции, надежностью и эффективностью.
- Щелчковый. Такой инструмент имеет специальную трещотку, которая срабатывает при достижении установленного усилия.
- Цифровой. Главным достоинством таких ключей считается высокая точность замеров. Поэтому подобный инструмент чаще всего применяют на наиболее продвинутых моторах, которые требуют максимально точной калибровки.
Когда нужно проводить затяжку
Согласно действующим правилам затягивания, ГБЦ осуществляется только во время проведения ремонтных работ, требующих снятия детали. Процессы выглядят следующим образом:
- После того, как ГБЦ установлено на свое место, мастер проводит правильную затяжку болтов.
- Дальше необходимо провести плановую подтяжку примерно через 300-500 км пробега.
Помните, что только правильный момент затяжки позволяет надежно закрепить ГБЦ и при этом не повредить резьбу креплений.