Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Системы самодиагностики автомобилей стали разрабатываться в 70-е годы ХХ века. Необходимость в них возникла из-за появления экологических требований в США. Одним из таких решений стала бортовая диагностическая система, также называемая OBD. За аббревиатурой скрывается полное название On-board diagnostics (бортовая диагностика), которое полностью раскрывает смысл системы. В этой статье мы расскажем об эволюции этой системы и принципах её работы.
OBD I
С 1988 года во всех автомобилях, распространяемых на рынке США, появилась система OBD I. Без неё не представлялось возможным выполнить требования, разработанные Калифорнийским управлением воздушными ресурсами. Первая версия системы самодиагностики была относительно простой и обеспечивала:
- Контроль элементов и узлов, задействованных в выбросе выхлопных газов;
- Распознавание и сохранение неисправностей в памяти бортового компьютера;
- Сигнализацию о возникших неисправностях.
Этого хватало, чтобы эффективно управлять частью систем и минимизировать вред окружающей среде.
OBD II
Чуть менее чем через 10 лет на смену первой версии системы пришла OBD II. С 1996 года она стала обязательной для автомобилей с бензиновыми двигателями, а с 1997 года и для дизельной техники. Обновлённая система включала в себя все функции предшественницы и получила много новых возможностей:
- Контрольная лампа получила возможность сигнализировать о конкретной группе неисправностей;
- Проверка теперь не ограничивалась повреждениями, а собирала информацию обо всём, что влияет на выхлопные газы;
- В бортовом компьютере стали храниться не только коды ошибок, но и информация о параметрах работы двигателя;
- Появился стандартизированный разъём, позволяющий подключить к автомобилю диагностический тестер или ПК с соответствующим программным обеспечением.
EOBD
У нас чаще речь идёт о EOBD. Это система, разработанная в соответствие с Европейскими правилами и нормами. EOBD обязательна для всех бензиновых автомобилей, выпущенных после 2000 года, и дизельных, выпущенных после 2003 года. По своему устройству и функциям европейская система почти не отличается от OBD II. Изменены лишь стандарты.
В своей работе EOBD учитывает данные:
- Каталитического нейтрализатора;
- Лямбда-зонда;
- Системы вентиляции топливного бака;
- Пропуска воспламенения в цилиндрах;
- Рециркуляции отработавших газов;
- Системы подачи вторичного воздуха;
- Давления наддува.
Для обеспечения нормальной работы электрических устройств, влияющих на состав отработавших газов, система EOBD непрерывно проверяет их состояние. Кроме того, во время движения производится регулярная диагностика всех систем, влияющих на состав отработавших газов. Результаты диагностики отражаются в коде готовности. Код готовности используется в качестве подтверждения того, что диагностика была выполнена до конца и без ошибок.
Для получения информации необходимо подключиться к диагностическому разъёму. Диагностический разъем (Diagnostic Link Connector, DLC) предназначен для связи диагностического сканера с блоками управления, совместимыми с OBDII. Каждый контакт разъема имеет свое назначение. Функции многих контактов отданы на усмотрение производителям. Диагностический разъем имеет заземление и подсоединен к источнику питания (контакты 4 и 5 – заземление, а контакт 16 – питание). Это сделано для того, чтобы сканеру не требовался внешний источник питания.
Буквенно-цифровые символы J1850, CAN и ISO 9141-2 – это стандарты протоколов для обеспечения связи при диагностике. Производители могут делать выбор среди этих стандартов. Каждому стандарту соответствует определенный контакт. Например, связь с автомобилями марки Ford реализуется через контакты 2 и 10, а с автомобилями GM – через контакт 2. В большинстве азиатских и европейских марок используется контакт 7, а в некоторых – также контакт 15. Сообщения, которыми обмениваются диагностический прибор и блок управления, всегда одинаковы. Различны лишь способы передачи сообщений.
Для считывания информации потребуется сканер. Они бывают как простые, для потребительского пользования, так и сложные профессиональные. Автономные ручные сканеры могут прочитать и сбросить коды неисправностей. Профессиональные сканеры обладают более продвинутыми функциями: улучшенная диагностика, возможность устанавливать заводские или специфические параметры ECU, доступ и управление другими устройствами, такими как подушка безопасности или ABS, наблюдение в реальном времени или построение графика параметров двигателя для облегчения диагностики и настройки.
Сканеры на базе ПК, помимо функций ручного сканера, имеют практически неограниченные возможности для записи данных, более высокое разрешение экрана, возможность использовать несколько видов программного обеспечения. Еще одна разновидность сканеров – регистраторы данных позволяют проводить мониторинг автомобиля в нормальных условиях эксплуатации в целях дальнейшей диагностики и настройки.
Система бортовой самодиагностики значительно усложнила устройство автомобиля, но одновременно с этим упростила жизнь водителям и работникам сервиса. Машина часто сама говорит, в чём неисправность, экономя значительное количество времени и сил. Также эта система позволила значительно уменьшить негативное влияние на экологию.