Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Система смазки ЗИЛ-130 обеспечивает полноценную работу всех узлов, поддерживает механизмы, предотвращает преждевременный износ двигателя. Грамотное использование масел поддерживает функционирование автомобиля, защищает от перегрева при работе во время повышенных нагрузок. Из этого следует, что система смазки и ее компоненты должны всегда находиться в исправном состоянии. Для этого необходимо тщательно контролировать работу, следить за всеми конструктивными элементами и узлами во избежание проведения капитального ремонта в будущем.
Описание и устройство
У автомобилей ЗИЛ-130 предусмотрена смешанная система смазки. В конструктивном плане подача масляной жидкости осуществляется при помощи изменения давления и путем разбрызгивания. Охлаждение происходит внутри устройства радиатора. Главное назначение последнего заключается в снижении трения между элементами мотора.
Помимо основной функции смазочная система производит дополнительные действия:
- Охлаждение элементов силового агрегата.
- Устранение частиц, которые образуются во время нагара.
- Предотвращение преждевременного износа.
От исправной работы зависит срок службы движка. Если система смазки ЗИЛ-130 будет испытывать чрезмерные нагрузки, произойдет нарушение подачи жидкости. Этот аспект негативно отразится на механизмах, входящих в состав мотора. Поэтому в скором времени детали начнут изнашиваться, что способно привести к появлению серьезных сбоев.
Устройство системы смазки ЗИЛ-130 в соответствии со схемой в конструктивном плане состоит из следующего набора элементов:
- поддон картера мотора с маслозаборником;
- насос;
- фильтрующие компоненты;
- радиатор;
- датчик давления масла;
- редукционный клапан;
- масляная магистраль и каналы.
Особенности поддона
Поддон идет вместе картером, и в сумме эти детали являются составляющими одного компонента. Он соединен с корпусом и входит в систему питания. Внутри собирается топливная смесь, которая затем переходит по цилиндрам движка.
Масляный поддон в механизме ЗИЛ-130 выполняет следующие задачи:
- Собирает и хранит масла, которые стекают с компонентов шатунно-поршневой группы.
- Предотвращает расплескивание моторной смазочной жидкости во время движения.
- Защищает смазочную жидкость от воздействия негативных факторов, от внешней среды (пыль, грязь, вода, песок и так далее).
- Производит охлаждение моторного масла.
- Производит сбор продуктов износа пар трения ШПГ.
- Выполняет функцию защиты внутренних деталей двигателя от окружающей среды.
Поддон картера в ЗИЛ-130 используется для сбора и хранения смазки. Показатель жидкости можно проконтролировать при помощи щупа.
Устройство насоса
Масляный насос используется для принудительной подачи смазочной жидкости к наиболее нагруженным компонентам двигателя. Кроме этого, данный элемент перемещает масло к приборам очистки и охлаждения.
Для двигателей ЗИЛ-130 в соответствии со схемой конструкции используется двухсекционный масляный насос. Он состоит из следующих составляющих:
- Верхняя. Подает смазку в область главной магистрали.
- Нижняя. Подает масляную жидкость в радиатор.
- Средняя. В ней находится редукционный клапан.
В редукционном клапане имеется плунжер с пружиной, а также резьбовая пробка. Изделие защищает систему от разрыва при повышении показателей давления.
Когда показатели давления превышают значение в 0,32 Мпа, клапан открывается и перепускает масло из нагнетательной полости насоса во впускную. Части корпуса соединяются с шайбами при помощи болтов через уплотнительные прокладки и направляющие штифты.
Между корпусом насоса и картером имеется уплотнительный элемент. Внутри вмонтированы вал и центрирующая втулка. Вращение происходит от распределительного вала мотора. При помощи шпонок и стопорных колец в системе зафиксированы прямозубые шестерни.
В корпусе нижней части насосного оборудования установлен перепускной шариковый клапан. Он нагружен пружиной. В дополнение у него имеется резьбовая пробка. Этот компонент автоматически отключает поступление смазки системы ЗИЛ-130 в фильтр при снижении давления до 0,12. Это требуется для того, чтобы масляная жидкость уходила на смазку компонентов силового агрегата.
Масляный фильтр
Масляный фильтр в устройстве двигателя ЗИЛ-130 используется для проведения очистки смазочной жидкости от примесей и всевозможных загрязнений. Очистительные элементы улучшают работу силового агрегата, предотвращают преждевременный износ и серьезные поломки. Кроме этого, фильтр защищает от перегрева весь механизм.
Функционал масляного фильтра в схеме смазки ЗИЛ-130 включает в себя следующие пункты:
- необходимый Изделие поддерживает показатель вязкости в системе. Это обеспечивается благодаря сокращению объема загрязняющих частиц.
- Обеспечивает защиту внутренних деталей от воздействия коррозионного поражения, нагара, образования щелочного налета.
- Сохраняет рабочие качества смазочных жидкостей на протяжении длительного времени.
- Снижает показатели трения в зонах соприкасающихся компонентов: поршни, подшипники, шестерни и так далее.
В устройстве смазочной системы ЗИЛ-130 используются адсорбционные или механические масляные фильтры. Фильтрация эмульсий происходит путем процеживания через пористый элемент.
Масляный фильтр включает следующие составляющие:
- Цилиндрический корпус, крышка. Включает несколько входных отверстий, 1 выходное выполнено с резьбой для фиксирования.
- Фильтрующий компонент задерживает загрязняющие компоненты, обеспечивает прохождение в систему очищенной смазки.
- Перепускной клапан (нижний). В экстренных ситуациях перенаправляет поток масляной жидкости напрямую в систему, которая обходит фильтрующий компонент.
- Обратный клапан (противодренажный). Предотвращает слив масла из системы обратно в клапан.
- Прижимная пружина.
- Уплотнительные прокладки.
Масляный радиатор
У нагревательного элемента корпус выполнен из металлической основы. Конструкция имеет несколько секций с герметичными соединениями. Внутри присутствует минеральное масло, а сверху изделие покрыто порошковой краской.
Комплектация радиатора состоит из следующих компонентов:
- Нагревательный элемент (ТЭН).
- Термостат.
- Регулятор нагревания.
- Провода.
- Накладные панели.
Сначала производится включение провода в сеть, запускается процесс нагрева ТЭНа. Под действием тепловой энергии происходит нагревание масляной жидкости, а после — корпуса. От нагретой поверхности исходит тепло, которое поступает в воздух, что также приводит к нагреву воздушных потоков и распространению в направлении вверх.
Датчик давления масла
Датчик давления масла является вспомогательным компонентом смазочной системы ЗИЛ-130. Он помогает своевременно выявить неполадки и неисправности в работе силового агрегата и его узлов.
Датчик давления масла сигнализирует о следующих проблемах:
- Снижение уровня смазочной жидкости.
- Наличие загрязняющих компонентов в масле: сажа, песок, металлическая стружка.
- Указывает на последствия перегрева мотора.
- Проникновение в систему охлаждающей жидкости.
При наличии проблем обычно загорается лампочка датчика. Это поможет водителю на ранних стадиях выявить проблемы, быстро их устранить.
Датчик контролирует показатель смазки в системе. Он монтируется в устройство магистрали. От датчика исходит электрический сигнал к контрольной лампе, которая располагается на приборной панели.
Редукционный клапан
Клапан редукционного вида в насосах ЗИЛ-130 регулирует показатели давления смазочной жидкости внутри системы. В определенный период он снижает или повышает давление, это снижает перегрузку элементов движка, увеличивает его износ и поддерживает полноценное функционирование.
В устройстве редукционного клапана имеются следующие элементы:
- Шарик.
- Пружина.
- Упорный болт.
Устройство производит смещение клапана, открывает и перекрывает проток в систему под действием давления. Все компоненты располагаются внутри защитного кожуха, в котором имеются каналы или отверстия для циркуляции смазочной жидкости.
Принцип работы редукционного клапана состоит в поддержании необходимых показателей давления внутри смазочной системы. Если они становятся высокими, то в этот момент масло оказывает воздействие на упорный болт, а он начинает сдавливать пружину. Происходит выдавливание клапана, а затем открывается дополнительный канал, по нему сбрасывается избыточное количество масляной жидкости в специальный резервуар.
Схема системы смазки ЗИЛ-130 достаточно простая. Она производит всасывание масляной жидкости из поддона картера в масляный насос. После смазка поступает в остальные компоненты, смазывает силовой агрегат и поддерживает его работу. Водитель должен внимательно следить за показателями масла в системе, контролировать его объемы, структуру, производить своевременное техническое обслуживание — замену смазки и фильтрационных компонентов. Это поможет предотвратить серьезные поломки и избежать дорогостоящего ремонта двигателя.