Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
С помощью схемы блокировки грузового автомобиля MAN TGA можно разобраться с местоположением деталей друг относительно друга и понять устройство и принцип работы электрической цепи, которая отвечает за блокировку дифференциала.
На рисунке: электрическая схема блокировки дифференциала MAN TGA с тремя мостами
Функции и принцип работы дифференциала
Межосевой дифференциал представляет собой планетарный механизм, который передает мощность посредством вращения. Отвечает за следующие функции в автомобиле:
- Объединение двух самостоятельных по угловым скоростям потока мощности в один исходящий.
- Разделение одного входящего потока мощности на два зависящих друг от друга исходящих потока.
- Поочередная работа по двум из перечисленных выше пунктам.
Дифференциалы – надежные и прочные механизмы, способные служить безотказно долгие годы. Различаются на следующие виды: самоблокирующиеся, с ручной блокировкой и электронным управлением. В крупнотоннажном грузовике MAN TGA установлена раздаточная коробка с электронным управлением блокировки дифференциалов, распределяющих тягу на мосты. Блокировка осуществляется в зависимости от сложившейся ситуации.
Существуют дифференциалы:
- межосевой для распределения крутящего момента между мостами;
- межколесный для распределения крутящего момента между ведущими колесами, за счет чего формируется разная скорость вращения для поворотов и перемещения по неровным дорожным покрытиям.
Дифференциалы позволяют двигаться автомобилю без пробуксовки и скольжения, сохранять КПД двигателя и экономить горючее.
Конструкция межколесного дифференциала MAN TGA состоит из корпуса, внутри которого заключены:
- 4 шестерни – сателлита;
- полуосевые шестерни, соединяющие полуоси с ведущими колесами.
Список товаров:
Когда автомобиль движется по ровной дороге, оба ведущих колеса одного моста проходят равное расстояние с равной скоростью, и им встречается одинаковое сопротивление. При этом сателлиты и полуосевые шестерни вращаются синхронно, составляя цельный механизм.
Но при развороте условия меняются. При этом длина пути у удаленного от центра поворота колеса возрастает. И чтобы не «отстать», это колесо должно увеличить скорость движения. При этом большие шестерни сателлиты начинают быстрее вращаться вокруг своих осей и увеличивают скорость вращения полуосевой шестерни наружного колеса. В результате формируется разная скорость вращения колес, столь необходимая на повороте и обеспечивающая устойчивость автомобиля при движении.
Зачем нужна блокировка дифференциала?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Представьте, что автомобиль движется по зимней дороге. Вот он успешно прошел по прямой, свернул на повороте, на проселочную дорогу, тут колеса получили разную скорость вращения.
Проселочная дорога оказалась не такой, как на трассе, и вот одна сторона машины въехала на обледенелую часть дороги, а вторая часть, та, что ближе к бордюру, оказалась на твердом асфальте, продолжая обеспечивать надежное сцепление с полотном. Казалось бы, распределение скоростей должно быть направлено в сторону колеса, оставшегося на твердой дороге, но нет. По законам механики колесо, попавшее на лед, начинает быстрее крутиться, получив большую часть крутящего момента, в то время, как то, что осталось на твердом асфальте, вращается медленно или вовсе останавливается.
В результате, машина начинает пробуксовывать и никуда не едет, пытаясь выбраться из замерзшей лужи. Такая же примерно картина возникает, когда одно колесо повисает в воздухе. Весь крутящий момент достается ему, а то колесо, что стоит на твердой дороге, замирает. Машине нужна дополнительная сила, толчок извне, чтобы сдвинуть ее с места и обеспечить зависшему колесу устойчивость. И чтобы подобных неприятностей не происходило, была разработана блокировка дифференциала.
Как работает блокировка дифференциала на MAN TGA
В систему блокировки дифференциала входят:
- Клавиша переключения, которой активируется система блокировки, расположенная на приборной панели.
- Воздушный электромагнит (соленоид).
- Задний мост.
- Концевик (концевой переключатель).
- Лампа индикации на приборной панели.
- Механизм блокировки, состоящий из корпуса, внутри которого находится поршень с датчиком.
Список товаров:
При повороте клавиши блокировки цепь замыкается, и ток подается на электромагнит, который открывает подачу сжатого воздуха на клапан заднего моста. Клапан блокирует дифференциал, концевик замыкается, и загорается индикаторная лампа, свидетельствующая о том, что блокировка дифференциала выполнена. Так примерно выглядит работающая электрическая схема блокировки дифференциала MAN TGA.
Если блокировка дифференциала не работает
Необходимо выполнить проверку по всей электрической цепи, начиная от кнопки. Ее необходимо разобрать и проверить, если плюс на контакте 8. Если прибор показывает наличие плюса, двигаемся дальше: замыкаем цепь между третьим и восьмым контактом. Должен появиться характерный щелчок, свидетельствующий о срабатывании электромагнита и клапана на заднем мосту. Снова активируем кнопку.
Если ничего не происходит, значит необходимо поменять эту кнопку. Если автовладелец разбирается в электротехнике, он сумеет реанимировать кнопку блокировки, сначала разобрав ее. В ней находится стандартная микросхема. Предстоит промыть спиртом всю контактную группу, а затем пропаять разрушенные дорожки. Если имеются сгоревшие резисторы, их придется заменить. Снова проверить кнопку на работоспособность, затем необходимо ее собрать и установить на место.
Кстати, если не работает система блокировки, рекомендации по ремонту, данные для TGA, подходят и для модели ТГХ, так как их устройства идентичны.
Утечка воздуха
Еще одна причина, когда не работает блокировка дифференциала MAN TGA, это утечка воздуха, которая происходит, когда сжатый воздух поступает к клапану. Утечка воздуха характеризуется шипением со стороны заднего моста. Воздух может пропускать со стороны датчика блокировки или клапана.
Если проблема в датчике, его необходимо снять, разобрать, осмотреть на наличие трещин. Могут обломиться тонкие обжимки, и тогда герметизация нарушается. Если корпус целый, значит необходимо поменять прокладку между корпусом и крышкой, а корпус, куда вставляется поршень, смазать маслом. Часто корпус выходит из строя из-за банальной коррозии. Или внутри датчика появляется трещина, через которую выходит воздух. В этом случае необходимо заменить датчик. Может также выйти из строя воздушный магнит, и тогда его тоже следует заменить.
Планетарный механизм дифференциала почти никогда из строя не выходит, при условии, что шестерни работают в масле и не перегреваются. Поэтому их меняют крайне редко. Для корректного функционирования необходимо регулярно выполнять проверку механизма и вовремя доливать масляную жидкость в систему.