Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
На грузовых транспортных средствах КамАЗ устанавливаются механические коробки передач. Это достаточно сложное устройство, посредством которого осуществляется управление автомобилем. Нередко даже опытные водители сталкиваются с трудностями в процессе эксплуатации: избежать проблемных ситуаций можно только в том случае, если соблюдать правила и рекомендации производителя. При это крайне важно знать, как правильно управлять делителем на грузовом транспортном средстве.
Делитель КамАЗа — агрегат, предназначенный для того, чтобы сократить интервал между скоростями. Это положительно влияет на тяговые и скоростные показатели автомобиля, а также способствует сокращению расхода топлива в процессе поездок.
Особенности устройства
Делитель коробки переключения скоростей — устройство, представленное такими обязательными элементами, как:
- Шестерни.
- Кольца-синхронизаторы.
- Вал.
- Корпус делителя.
- Вилка для переключения передач.
Следует обратить внимание, что в случае поломки данного агрегата водителю потребуются соответствующие знания об устройстве и правилах обслуживания механизма.
Правила ремонта КПП
Для того, чтобы ремонтные работы в случае поломки делителя были эффективными, необходимо определить неисправные элементы, а по окончании работ обязательно проверить функционирование агрегата.
Ремонтные работы делителя предполагают обязательный разбор устройства в определенной последовательности:
- Демонтаж вилки переключения скоростей. Необходимо снять воздушный переключатель, раскрутить болты, извлечь валик.
- Удаление синхронизатора, снятие крышки подшипника. Для удобства демонтажа на промежуточном валу есть отверстия: как только будут откреплены болты, снимается шайба и роликовый подшипник.
- Снятие промежуточного вала. Следует обратить внимание на то, что зубья должны быть совмещены с вырезом шестеренки.
- Выбивание вала и извлечение подшипника из корпуса делителя. В качестве опоры рекомендуется использовать деревянный брус. Специалисты не советуют пользоваться молотком, так как это может стать причиной повреждения корпуса делителя.
Завершающим этапом становится разборка первичного вала. Для этого потребуется зажать в тиски шлицы и снять маслонагнетательную шайбу. По окончании работы удаляются подшипник, втулка и ведущая шестерня.
Как только водитель определит неисправные детали, их требуется заменить на новые. Важно пользоваться только оригинальными запасными частями, что позволит продлить эксплуатационный период всего механизма. По завершении ремонта следует убедиться в том, что устройство исправно работает и не вызывает сбоев в функционировании транспортного средства.
Принцип функционирования и управления агрегатом
Управление грузовым транспортным средством КамАЗ осуществляется посредством механической коробки переключения скоростей. КПП представлена в виде трех вилок, которые направляют синхронизаторы в определенное положение. Для включения скоростей используется рычаг кулисы переключения. Он выводится через пол кабины в салоне транспортного средства.
Управление делителем производится при помощи одной вилки, зафиксированной на валу. Вилка соединяется с муфтой при помощи сухарей. Как правило, делитель КПП оснащен пневмомеханическим приводом, а для переключения скоростей используется сила воздуха, нагнетаемого пневмосистемой.
Привод делителя коробки переключения передач представлен такими составляющими, как:
- Кран, установленный на рычаге переключения скоростей. Для того, чтобы осмотреть состояние элемента, необходимо открыть люк в полу кабины. Кран используется для понижения скорости передвижения автомобиля или для включения прямой передачи. Управление производится при помощи рычага, установленного на верхней части рукоятки.
- Редукционный клапан, обеспечивающий подачу и удаление воздуха в случае его избытка.
- Клапан включения подает воздух при выключении сцепления. Это происходит в момент, когда активируется понижающая передача.
- Устройство для переключения передач, представленное в виде поршня и штока. Поршень приходит в движение при условии, что в рабочую камеру поступает воздух. Его активность обеспечивает работу делителя.
- Распределитель воздуха предназначен для того, чтобы обеспечить достаточное количество воздуха в пространстве цилиндра. Посредством этого агрегата активизируется поршень, и производится переключение скорости. Механизм оснащен клапаном, отвечающим за удаление избыточного воздуха.
Справиться с ремонтом одного из элементов в составе привода делителя сможет только опытный специалист, владеющий соответствующими знаниями и инструментами.
Принцип работы делителя
Делитель передач, устанавливаемый на автомобилях марки КамАЗ, отличается от аналогов принципом работы. Как только водитель включает пониженную передачу, воздух попадает в цилиндр и поступает к клапану включения. В случае выключения сцепления клапан открывается, воздух поступает в рабочую камеру и активизирует поршневую систему. Как только поршень перемещается вправо, включается определенный скоростной режим. Если же водитель активирует рычаг делителя и переводит его в верхнее положение, вышеперечисленные действия выполняются в обратном порядке.
Особенности технического обслуживания механизма
Делители, устанавливаемые на грузовые автомобили КамАЗ, не требуют специализированного обслуживания. Обязательной процедурой является проверка исправности механизма переключения скоростей, а также уверенность в том, что зазоры клапанов соответствуют рекомендованным размерам.
Важно обратить внимание, что регулировать механизм можно только при условии, что в системе – оптимальное давление, а сцепление работает стабильно и исправно.
В случае поломки одной из деталей проводится полная замена всего устройства, после чего выполняется настройка механизмов.
Схема работы КПП с делителем
Как показывает практика, большая часть моделей автомобилей КамАЗ оснащается пятиступенчатыми коробками передач. Процесс переключения скоростей достаточно прост. Необходимо отжать сцепление, перевести рукоятку в соответствующее положение. Важно обратить внимание, что делители устанавливаются на автомобилях, предназначенных для транспортировки крупногабаритных грузов.
В зависимости от модели некоторые машины КамАЗ позволяют переключать скоростные режимы без использования рукояти с делителем. Для этого активизируется переключатель, и мгновенно выжимается сцепление. Использование делителя возможно только при условии, что в этот момент не используется сцепление. Если же переключение передачи выполняется при активации пониженного или повышенного скоростного режима, в первую очередь передвигается рычаг, после чего отжимается акселератор. Для того, чтобы включить передачу, необходимо отпустить педаль сцепления.
Специалисты рекомендуют водителям контролировать уровень масла в КПП. При его нехватке необходимо долить рабочую жидкость. С течением времени масло меняется на новое. Для этого обязательно промывается вся система. Такой подход к обслуживанию автомобиля обеспечивает безопасность в процессе эксплуатации и снижает риск развития проблемных и аварийных ситуаций.
Ошибки в эксплуатации КПП с делителем
Многие из автомобилистов жалуются на частые неисправности коробки переключения передач. Это обусловлено тем, что в процессе эксплуатации допускаются такие ошибки, как:
- Выключение скоростного режима при неполном выжимании сцепления. Такая эксплуатация приведет к износу синхронизаторов.
- Перескакивание через скоростные режимы при переходе с повышенной скорости на пониженную. Это может стать причиной поломки механизмов демультипликатора.
- Поездки на транспортном средстве накатом на спусках. При такой манере езды снижается давление масла в КПП, что приводит к повышению температуры подшипников.
- Завод двигателя методом буксировки при отсутствии минимального сопротивления работы агрегата.
Еще одной распространенной ошибкой, которую часто допускают автовладельцы, является включение реверса до того момента, как транспортное средство полностью остановится, а обороты коленчатого вала будут сведены к минимуму.