Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
В минском тракторе МТЗ-80 интегрировано около полусотни электрических приборов. Одни призваны обеспечивать нормальную работу техники, другие создают комфортные условия для работы водителя. Все эти устройства подключаются к генератору или аккумулятору, соединяются сложной паутиной электрических проводов. И чтобы разобраться в этой паутине, необходимо иметь перед глазами схему электрооборудования трактора МТЗ-80.
Отдельные электроприборы дополнительно оснащены реле или предохранителями, защищающими устройство от повышенной нагрузки, и, в конечном счете, от выхода из строя.
В тракторах, как и в любом транспортном средстве, поддерживается напряжение 12 V. Нулевые выходы проводки замыкаются на металлическую часть корпуса. Источником питания служит кислотная аккумуляторная батарея и генератор, вырабатывающий переменный электрический ток.
Генератор
Выработка электрического тока происходит через трансформацию механической вращательной энергии в электрическую. Электрический ток, который вырабатывает генератор, сразу поступает в сеть трактора и потребляется приборами, обеспечивающими работу машины.
Генератор приводится в действие от двигателя через ременную передачу, соединяющую шкив коленвала с ротором генератора. Устройство располагается с правой стороны кабины под капотом.
Генератор дополнен выпрямительным устройством и совместно с реле поддерживает в работающем тракторе стабильное напряжение, подпитывая аккумулятор. Во время остановки МТЗ-80 это устройство отключает генераторную обмотку.
Современные генераторы оборудованы самовозбуждающейся обмоткой, что позволяет эксплуатировать трактор без батареи. Они способны вырабатывать электрический ток до 1000 Вт и имеют увеличенный ресурс эксплуатации.
Автовладельцам стоит обратить внимание на то, что с целью снижения нагрузки на генератор производитель рекомендует включать электрооборудование последовательно и постепенно.
На рисунке ниже представлена цветная схема проводки МТЗ-80 с большой кабиной.
На рисунке отображено расположение электрооборудования МТЗ-80 и соединяющих это оборудование проводов. Здесь же предлагается расшифровка цветов изоляционного слоя. Разные цвета проводок и кабелей применяются во избежание ошибок при соединении проводов к приборам. Данная схема поможет электрикам провести электромонтажные или ремонтные работы.
В МТЗ-80/82 имеется силовой выключатель, который отключает батарею от электросистемы во время длительных простоев, при проведении профилактических или ремонтных работ, связанных с электричеством.
Ниже предлагается схема проводки МТЗ-80 и перечень узлов, используемых в этом тракторе.
Стартер
Для запуска ДВС используется стартер, оснащенный электрическим двигателем с втягивающим реле. Минский трактор МТЗ-80 комплектуется стартером СТ 212А, мощность которого составляет 3,2 кВт или 4.5 л. с. Запускающее двигатель устройство работает от напряжения электрической сети трактора, равного 12 вольтам.
На снимке представлен стартер СТ 212А.
Этот узел, помогающий запустить двигатель трактора, располагается с левой стороны кабины и крепится фланцем с тремя болтами к задней плите движка. Стартер представляет собой четырехполюсный электрический двигатель. Он состоит из следующих элементов:
- Ротор.
- Статор.
- Щеточный механизм.
- Втягивающее реле.
- Обгонная муфта.
- Приводящая шестерня.
После пуска двигателя стартер отключается двумя электромагнитными реле:
- Четырехконтактным промежуточным РС50 с замыкающими соединениями.
- Блокировочного РБ1 с размыкающими контактами и четырехдиодным выравнивающим мостом.
Как только выключатель стартера устанавливается в позиции запуска, напряжение от аккумулятора поступает на обмотку РС502, соединенную через контакты второго реле. При этом напряжение поступает на втягивающее реле стартера.
Это электромагнитное устройство вводит шестерню на роторе стартера в зацепление с зубчатым краем маховика, выполняя последующий запуск дизельного двигателя. Когда двигатель запускается, водитель трактора отпускает ключ зажигания, и тем самым размыкает электрическую цепь. Шестерня возвращается на место, разъединяя коленчатый вал от ротора электродвигателя.
По мере нарастания скорости вращения увеличивается напряжение в сети, производимое генератором. Напряжение изменяется выпрямителем и поступает на его обмотку. Когда напряжение поднимается до 9-10 В, а обороты двигателя до 650 оборотов в минуту и выше, срабатывает реле, и контакты разъединяются. Вследствие этого второе реле перестает получать питание, и под действием пружины, стоящей в этом реле, контакты размыкаются и отключают стартер. Контакты реле блокировки оказываются разомкнутыми, поэтому при работающем двигателе стартер включить вторично не получится.
Список товаров:
Обратите внимание, что в последних модификациях тракторов управляющее реле располагается под приборной панелью, и чтобы получить к нему доступ, предстоит демонтировать с левой стороны стенку панели управления. На тракторах, выпускаемых с 2009-го года, устанавливаются реле с пятью контактами в пластиковом корпусе. На более ранних версиях тракторы с малыми кабинами, реле в железном корпусе со щитком.
Блоки предохранителей трактора МТЗ-80
В распределении электротока по замкнутой электрической цепи важную роль имеет блок реле и предохранителей. Его нередко называют монтажным блоком, так как именно к этой коробке подключается большинство проводов.
Монтажный блок оснащен винтовыми разъемами, к которым присоединяются провода. А внутри находятся предохранители. Причем у каждого из них свое место свой номер и предназначение. Задача предохранителей — своевременно разомкнуть цепь, если напряжение в цепи повысилось, и тем самым предотвратить перегорание дорогостоящего оборудования. Предохранители содержат легкоплавкий элемент, который расплавляется при повышении температуры в сети. А проводка, как известно, нагревается при скачках напряжения или при коротком замыкании.
Так выглядят предохранители для электропроводки на МТЗ-80. Цвет этих защищающих сеть элементов тоже имеет значение и зависит от силы тока, цифровое значение которой наносится на предохранителях и на коробке, куда они вставляются.
МТЗ-80 выпускается с 1974-го года, и за это время многие его узлы были усовершенствованы и видоизменены. Монтажный блок также претерпел некоторые изменения. Поэтому сегодня приходится говорить о старом и новом вариантах блока. Оба варианта состоят из трех частей. Старый блок устанавливался на вертикальной передней плоскости приборной панели и был обращен к водителю. В каждом блоке устанавливалось по 4 предохранителя.
В старом блоке ПР 11 из 12 предохранителей два рассчитаны на номинальную силу тока в 5 Ампер и предназначены для защиты указателя температуры воды и поворотов, остальные десять — на 15 Ампер. Ближний и габаритный свет защищают 2 отдельных предохранителя — для левой и правой стороны.
Выше представлена схема старого блока предохранителей МТЗ-80.
Новый блок также располагается на приборной передней вертикальной панели, но обращен к лобовому стеклу. В новом блоке стало на 4 предохранителя больше, и они располагаются по схеме: 4-6-4.
Чтобы получить доступ к предохранителям формованной панели МТЗ-80, надо выкрутить винт из крышки приборного щитка и снять эту крышку.
Список товаров:
Таблица ниже подскажет, как располагаются, и за что отвечает каждый из предохранителей.
Кроме основного блока предохранителей в современных тракторах МТЗ-80 имеется дополнительный блок, размещенный на баке водяной системы. Здесь встроен защитник электрической цепи силой тока на 60 А, предохраняющий цепь зарядки аккумуляторных батарей и бортовой сети питания до запуска двигателя, плюс два защитных устройства в 30 А для пусковых свечей двигателя.
Магнето
Чтобы запустить основной двигатель трактора МТЗ-80 помимо стартера используется дополнительный карбюраторный движок в 19 л. с. Трактористы называют дополнительный двигатель пускачом. Оба двигателя запускаются непосредственно из кабины водителя. Чтобы избежать поломок, при включенной передаче запуск дополнительного движка блокировался.
Чтобы появилась искра, необходимая для запуска дополнительного двигателя, тоже требуется искра, которую формирует специальное устройство Магнето. В его конструкции используется ротор, установленный на подшипниках. При вращении ротора в сердечнике трансформатора и устройстве, формирующем магнитное поле, образуется низкое напряжение, под действием которого создается магнитный поток. Когда ток достигает максимальной силы, обмотка размыкается, в результате чего генерируется ток высокого напряжения.
Магнето включается отдельной кнопкой, расположенной в водительской кабине. Ток подается к свече только при нажатой кнопке. Если ее отпустить, то пускач сразу глохнет. На корпусе магнитного устройства встроена дополнительная кнопка, включающая его. Когда магнето отключается, первичная обмотка встроенного трансформатора замыкается на массу.
Список товаров:
Разъемы соединений
Электрооборудование и другие компоненты электрической цепи МТЗ-80 подключаются посредством пластиковых штекеров с зажимами. Часть электропроводки соединяется винтовыми зажимами. В тракторе также предусмотрена штепсельная розетка, с помощью которой подключается и синхронизируется светотехника на прицепах и сельскохозяйственном оборудовании.