Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
КамАЗ с технической точки зрения считается непростой машиной. При соблюдении всех требований по безопасности управлять таким транспортным средством не легко. Поэтому изучение схемы передач рекомендовано всем водителям, так как это поможет упростить процесс перемещения на такой машине.
Особенности трансмиссии
Трансмиссия КамАЗ содержит следующие конструктивные элементы и узлы:
- силовая установка;
- коробка переключения передач (КПП);
- блок, предназначенный для включения задней передачи;
- трехвальный картер;
- крышка для защита всего агрегата.
Важно обратить внимание, что устройство и тип КПП зависит от модели машины. Большинство из них комплектуется пятиступенчатой механической коробкой передач. Но встречаются и варианты на 10 передач. Пятиступенчатые коробки используются для индивидуальных грузовых автомобилей. А включающие 10 передач предназначены для автопоездов, которые необходимы для транспортировки грузов с большой массой.
Перечислим маркировки моделей КамАЗ, на которых присутствуют данные виды коробок передач:
- 4308;
- 5490;
- 5511;
- 43118;
- 53229;
- 53212;
- 53205;
- 53114;
- 55111;
- 65115;
- др.
КПП с 10-тью передачами соответствует повышенной мощности, так как предназначена для эксплуатации в тяжелых условиях. Для перевозки большого веса, а также использования автомобилей на горных рельефах, неподходящем грунте.
Главной особенностью такой коробки является наличие редуктора, который способен функционировать в двух режимах: пониженном и повышенном. Данный конструктивный элемент снабжен улучшенным синхронизатором. Мощность обеспечивается за счет делителя режимов, который необходим для уменьшения нагрузки на мотор. Вследствие этих факторов работоспособность существенно улучшается, а заодно повышается коэффициент полезного действия (КПД, %).
Если передвижение происходит в облегченном режиме, рычаг делителя находится в опущенном состоянии. Это является обязательным условием для нормального функционирования всей системы. Если же движение планируется с присутствием груза, то данный элемент должен быть в поднятом состоянии.
Но при этом вне зависимости от включаемой передачи используется система сцепления. Для водителя она связана в конструктивном плане с воздействием на педали, расположенные внутри кабины грузовика.
Схема переключения передач
За счет установки специального разделителя схема переключения коробки передач на КамАЗе имеет намного больше вариантов в сравнении с обычным легковым авто. Расположение передач несложно изучить на прилагаемых схемах, где отчетливо видно наличие пониженного и повышенного режимов работы.
Переключение передач на КамАЗе происходит в следующей последовательности:
- Первая передача поворачивается в направлении влево и вверх. С учетом, что первоначально рычаг был в нейтральном положении.
- Вторая передача должна пойти вправо и вверх.
- Третья направляется вниз по центру.
- Четвертая идет в начале вверх, затем вправо и снова вверх.
- Пятая направляется вниз справа.
- А заднюю следует направить влево и вниз.
При этом положение рычага делителя никоим образом не влияет на порядок переключения и непосредственное расположение самих передач.
Старт движения: как начать
Начинать движение на КамАЗе следует с пониженного скоростного режима. Это означает, что рычаг делителя трогать не нужно, но при этом необходимо выжимать педаль сцепления. Порядок включения передач меняется в зависимости от условий, в которых перемещается авто, а также веса грузовой машины.
Рассмотрим классический случай:
- выжимание сцепления и включение первой передачи (1В);
- переключение на передачу 2В;
- включение передачи 3В (важно, чтобы на данном этапе скорость вращения у коленвала была не ниже 7 тысяч оборотов в минуту).
В сумме эта картина выглядит просто. Грузовая машина начинает ехать и постепенно разгоняется. После этого рычаг может переводиться в верхнее положение. При включении стрелки тахометра на значении 3 тысячи оборотов в минуту происходит включение четвертой передачи 4Н. После этого снова необходимо снизить скорость и включить далее 4В. Заключением станет переключение на 5Н. В случае правильной последовательности действий КамАЗ на этот момент будет ухать на быстром и уверенном ходу.
Как правило, некоторые проблемы и возникновение чувства неуверенности возникают у начинающих водителей КамАЗа. Но достаточно быстро при неоднократном повторении разрабатывается мышечная память, которая позволяет в дальнейшем выполнять все те же действия без лишних промедления и сомнений.
Уровень оптимизации коленчатого вала напрямую влияет на расход топливной жидкости. Переключение передач на грузовик происходит без задержек и быстро, в нужные временные моменты. При несоблюдении списка рекомендаций возникает не столько увеличенный расход топлива, сколько ускоренный износ трансмиссионных деталей и узлов.
Особенности маневрирования
Несмотря на знание, как правильно начинать движение на КамАЗе, для уверенного управления этого все равно не будет достаточно. Движение задним ходом, владение автомобилем при спусках и подъемах, а также использование на обледенелых дорожных покрытиях будут иметь свои особенности. Это обеспечит безопасность движения и грамотную эксплуатацию самого грузовика.
Подъемы
Перемещение на повышенных передачах позволит правильно подняться на возвышение. И если включение 1-ой скорости идет стандартным образом, то активация второй потребует метода выжимания сцепления. Это означает, что необходимо одновременно нажать на педаль газа и забыть о подаче топлива к мотору.
При несоблюдении требований возможно возникновение ряда проблем:
- Двигатель может заглохнуть и автомобиль просто-напросто остановится, из-за чего произойдет перемещение в заднем направлении. Мотор глохнет по причине резкого падения количества оборотов у коленвала. Обычно исследуемый показатель не превышает в таком случае 2 тысяч оборотов в минуту.
- Детали коробки передач могут раньше износиться, а стоимость ремонта КПП является дорогостоящим мероприятием.
- Рост рабочей температуры двигателя приведет к ускорению износа механизмов.
- Увеличение расхода топливной жидкости.
Спуски
КамАЗ является грузовым автомобилем такого формата, где в конструктивном плане используется тормозная система двойного типа. Поэтому в данном случае в системе есть дополнительная система для замедления движения в нужный момент. Отключение ее при движении не рекомендовано.
При этом необходимо пользоваться активным вспомогательным торможением, которое становится основным вспомогательным средством для такого формата маневрирования. При спусках не нужно выжимать сцепление и выполнять переключение передач на грузовике.
Если же речь идет о поздних модификациях на КамАЗе, то здесь применяются улучшенные форматы трансмиссионных механизмов. Такие варианты уже меньше подвергаются серьезным нагрузкам при наклонном движении в нижнем направлении. Это обеспечивает дополнительную защиту от потенциального износа деталей.
Стандартной ошибкой во время спуска становится глушение мотора. Выполнять данную процедуру категорически запрещено, так как это приводит к активации системы блокировки руля. Поэтому это может привести к аварийной обстановке.
Задний ход
Включение скоростей на КамАЗе осуществляется для передних и задних узлов. Последние нередко встречаются в грузовиках в количестве двух. В соответствии со схемой переключения активация заднего хода производится на основании перевода рычага коробки передач в нижнюю левую позицию.
Задний ход во время движения включать запрещено. То есть для выполнения этого действия следует выполнить остановку машины и затем только произвести переключение рычага в требуемое положение.
Обледенелые участки дорог
Главной особенностью здесь становится осторожность. Основным требованием становится наличие достаточного запаса хода, который позволит в случае необходимости грамотно выйти из потенциальной аварийной ситуацией. Торможение осуществляется за счет дополнительной системы тормозов. Основная здесь используется в крайних случаях, только для экстренной остановки. Это даст возможность уменьшить протяженность тормозного пути. Но не исключено возникновение других проблем:
- увеличение износа деталей и узлов;
- проскальзывание колес (если такая ситуация возникла, следует произвести выключение пониженной передачи для сбрасывания скорости вращения коленчатого вала);
- риск попадания в занос.
При необходимости аварийного торможения следует начинать с прицепа. То есть выполнять торможение за счет колес автомобиля нельзя, так как это приведет к заносу.