Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Следует понимать, что схемы переключения МАЗ встречаются разные, так как разные типы коробок передач устанавливаются на разные модели грузовых автомобилей. Например, на грузовики МАЗ-64229 и МАЗ-54323 происходит установка КПП ЯМЗ-238А. И в таком случае ее конструкция включает четырехступенчатую коробку и двухступенчатый демультипликатор.
Если же речь идет о моделях МАЗ-53371, МАЗ-5337, МАЗ-54331, МАЗ-5433, то здесь присутствует пятиступенчатая коробка передач ЯМЗ-326П. Также важно отметить, что некоторые модели грузового автомобиля оснащаются зарубежными КПП, адаптированными под моторы МАЗов. Довольно популярным является пример ZF-16S-1650 c 16-тью ступенями. Также широко распространен вариант ZF «Ecomid» 9S-1310 на 9 ступеней. Обе последних коробки имеют высокое качество исполнения. Но помимо этого требуют дорогостоящего технического обслуживания, что становится скорее минусом для большинства российских автовладельцев МАЗ.
Конструктивные особенности КПП отличаются в зависимости от модификации и модели МАЗ. За счет этого получается достичь оптимальных показателей по управляемости, экономичности и увеличению сроков службы деталей и узлов двигателя, а также и самих КПП.
Устройство и схема переключения
Всего встречается 3 основных вида схем переключения коробки передач у МАЗ: пятиступенчатая, восьмиступенчатая и девятиступенчатая. Рассмотрим подробнее их различия.
Пятиступенчатая
В конструктивном плане коробка передач МАЗ с 5-тью ступенями включает следующие компоненты:
- первичный, вторичный и промежуточный валы;
- вращающийся подшипник;
- набор шестерен;
- картер, переключатель и заднюю крышку;
- крепежные элементы;
- емкость для масляной жидкости.
Механизм для переключения передач расположен внутри салона машины. При изменении положения рычага переключательного устройства начинает происходить сцепление шарнирного соединения с выемкой, расположенной на одной из осей. В этот же временной момент конец шарнира размещен с вилочным устройством в жестком зацеплении. Таким образом вилки входят в отверстие, которое находится на ведущей шестерне переднего хода (1, 2, 3, 4) или в положении заднего хода (пятой передачи). Движение вторичной оси начинается за счет замыкания в цепи вращающего момента.
Восьмиступенчатая
В соответствии со схемой устройство передач восьмиступенчатой коробки включает следующие конструктивные элементы у МАЗ:
- картер;
- подвижные шестерни;
- вал промежуточного типа;
- шестерни постоянного зацепления;
- ведущий вал;
- шлицы;
- венец зубчатого типа;
- крышку;
- ведомый вал;
- блок шестерен заднего хода;
- осевой механизм реверса.
После старта грузовика с места и набора требуемой скорости появляется возможность переключения передач в определенном порядке: 4H-4B-5H. Для активации второй скорости требуется дождаться момента увеличения частоты вращения коленчатого вала до 2 тысяч оборотов в минуту. Отслеживание производится при помощи обычного тахометра. Для включения заднего хода рычаг переключателя устанавливается в нижнее положение.
Девятиступенчатая
По схеме коробки передач с 9-тью ступенями у МАЗ конструкция включает:
- картер сцепного устройства;
- прокладку;
- вилку переключения скоростей;
- правый вал;
- шайбу шестерни реверса;
- ленивую шестерню заднего хода;
- роликовый подшипник вала промежуточного типа;
- крепежные болты и гайки;
- пружинную шайбу;
- уплотнительное стопорное кольцо;
- игольчатый подшипник;
- втулку вилки механизма сцепления.
Во время начала движения транспортного средства необходимо произвести отключение сцепления. Перед моментом трогания с места проверяется положение рычага, то есть он должен быть опущенным. Переключение скоростей производится в несколько последовательных этапов. Для начала требуется пользоваться схемой переключения: 1B-2B-3B. Дальнейшее переключение происходит с переходом на схему: 4H-5B-5H.
Главные элементы КПП МАЗ
Внутри коробки передач МАЗ в соответствии со схемой находится несколько шестерен, которые соединяются с рычагом управления передачами. Каждая из шестерен отвечает за выполнение отдельной функции, поэтому вращается с определенной скоростью.
Сама коробка расположена между карданным и коленчатым валами. Последний конструктивный элемент отличается сложной формой исполнения, к которой предъявляются жесткие требования. Карданный вал необходим для обеспечения передачи момента силы между этими валами.
Кроме валов внутри ступенчатой коробки передач МАЗ содержатся картер, ступка и синхронизаторы. Регулировка скоростных режимов на автомобиле выполняется при помощи смены передач. Взаимодействие шестерен между собой обеспечивает увеличение или уменьшение скорости грузовика во время движения.
Для переключения потоков воздуха у данного механизма используется специальный воздухораспределитель, расположенный в верхней картерной крышке. Раздаточная коробка отвечает за блокировку колес и влияет на изменение передач.